Правила внутреннего распорядка обучающихся МБОУ «Юсьвинская средняя общеобразовательная школа имени народной артистки РФ А.Г. Котельниковой» 1. Общие положения 1.1. Настоящие Правила внутреннего распорядка обучающихся (далее – Правила) разработаны в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 28, ч. 2 ст. 30, ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с учетом изменений от 19.12.2023 №618-ФЗ); Порядком применения к учащимся и снятия с учащихся мер дисциплинарного взыскания, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от15.03.2013 г. №185; Уставом МБОУ «Юсьвинская средняя общеобразовательная школа имени народной артистки РФ А.Г. Котельниковой» (далее – образовательная организация). 1.2. Настоящие Правила определяют основы статуса обучающихся образовательной организации, их права и обязанности как участников образовательных отношений, устанавливают учебный распорядок, правила поведения обучающихся и применение поощрения и мер дисциплинарного взыскания к обучающимся в образовательной организации. 1.3. Введение настоящих Правил имеет целью способствовать совершенствованию качества, результативности организации образовательной деятельности в образовательной организации, обеспечению безопасности и охраны здоровья обучающихся, поддержанию дисциплины и порядка в образовательной организации и на ее территории для успешной реализации целей и задач, определенных ее Уставом. 1.4. Дисциплина в образовательной организации поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается. 1.5. Правила призваны способствовать формированию у обучающихся таких личностных качеств, как организованность, ответственность, уважение к окружающим. 1.6. Настоящие Правила размещаются на информационных стендах и официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет". Обучающиеся и их родители (законные представители) должны быть ознакомлены с настоящими Правилами при поступлении в образовательную организацию. Ознакомление с Правилами уже зачисленных в контингент обучающихся и их родителей (законных представителей), разъяснение содержания настоящих Правил возлагается на педагогических работников (классных руководителей) образовательной организации. 1.7. Настоящие Правила являются локальным нормативным актом, регламентирующим деятельность образовательной организации и обязательны для исполнения всеми обучающимися и их родителями (законными представителями). 2. Права и обязанности обучающихся 2.1. Обучающиеся имеют право: - на выбор форм получения образования в образовательной организации и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет; - на повторное (не более двух раз) прохождение промежуточной аттестации по учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) в сроки, определяемые образовательной организацией. В пределах одного года с момента образования академической задолженности; - на перевод в другой класс или другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти; - на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации; - освоение наряду с предметами по осваиваемой образовательной программе любых других предметов, преподаваемых в образовательной организации, в порядке, установленном положением об освоении предметов, курсов, дисциплин (модулей); - на выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого образовательной организацией, (после получения основного общего образования); - на предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья обучающихся, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи; - на объективную оценку результатов своей образовательной деятельности; - на получение полной и достоверной информации об оценке своих знаний, умений и - навыков, а также о критериях этой оценки; - на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях; - на поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности; - на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной базой, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации; - на каникулы – плановые перерывы для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком образовательной организации; - на посещение по своему выбору мероприятий, не предусмотренных учебным планом образовательной организации, в порядке, установленном локальными нормативными актами. - на участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее Уставом; - на совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения; - образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана; - на обеспечение питанием, в том числе бесплатным, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; - на добровольное участие в общественных объединениях, а также на создание общественных объединений, обучающихся в установленном федеральным законом порядке. - на меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами; - на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья; - на свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений; - на публикацию своих работ в изданиях образовательной организации, в том числе на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет", на безвозмездной основе; - на обращение в администрацию образовательной организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся организации обучения в образовательной организации, и любым другим вопросам, затрагивающим интересы обучающихся; - ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, со сведениями о дате предоставления и регистрационном номере лицензии на осуществление образовательной деятельности, сведениями о дате предоставления и регистрационном номере государственной аккредитации образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации; - на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. 2.2. Обучающиеся обязаны: - добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы; - выполнять требования Устава образовательной организации, правил внутреннего распорядка в том числе требования к дисциплине на учебных занятиях и правилам поведения в такой организации, иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности; - выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, - заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию; - не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися; - бережно относиться к имуществу образовательной организации. -с учетом возрастных и психофизических особенностей участвовать в общественно полезном труде, предусмотренном образовательной программой и направленном на формирование у обучающихся трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда. Привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, осуществляется в соответствии с требованиями трудового законодательства. 2.3. Обучающимся запрещается: - пропускать обязательные учебные занятия, предусмотренные учебным планом и образовательной программой соответствующего уровня, без уважительных причин; - приносить, передавать, использовать во время образовательной деятельности (как на территории образовательной организации, так и во время проведения занятий, мероприятий вне его) оружие, колющие и режущие предметы, боеприпасы, взрывчатые вещества, пиротехнические игрушки, а также другие предметы, подвергающие опасности жизнь и здоровье других людей; - приносить, передавать и употреблять спиртные напитки, средства токсического и наркотического действия, табачные изделия, находиться в помещениях образовательной организации в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; - курить в образовательной организации и на ее территории; - использовать непристойные выражения, жесты, сквернословить; - применять физическую силу для выяснения отношений, использовать запугивание, вымогательство, совершать любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих, играть в азартные игры (например, карты и т.п.); - использовать средства подвижной радиотелефонной связи во время проведения учебных занятий при освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, за исключением случаев возникновения угрозы жизни или здоровью обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, иных экстренных случаев; - употреблять во время занятий пищу и напитки; - производить любые изменения в аппаратном и программном обеспечении компьютеров, находящихся в образовательной организации. 3. Правила поведения в образовательной организации Обучающиеся приходят в образовательную организацию не позднее, чем за 15 минут до начала занятий(уроков). Опоздание на уроки недопустимо. Обучающиеся оказывают уважение взрослым, проявляют внимание к окружающим, здороваются с работниками и посетителями образовательной организации. Перед началом уроков обучающиеся должны уточнить расписание уроков и прибыть в учебный кабинет до звонка. На занятиях (уроках) обучающиеся обязаны иметь при себе необходимые для участия в образовательной деятельности принадлежности и литературу. Обучающиеся должны иметь спортивную форму и обувь для уроков физической культуры, а также специальную одежду для уроков технологии. При отсутствии такой одежды, обучающиеся остаются вместе с классом, но к занятиям не допускаются. Обучающиеся встают в начале урока и при его завершении, а также в случае входа в класс гостей или представителя администрации образовательной организации. В случае опоздания на урок, обучающийся должен постучаться в дверь кабинета, зайти, поздороваться с учителем, извиниться за опоздание и попросить разрешения сесть на место. Во время урока (учебного занятия) обучающимся нельзя шуметь, отвлекаться самим и отвлекать одноклассников посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку делами. Время урока (учебного занятия) должно использоваться обучающимися только для учебных целей. Запрещается использовать средства подвижной радиотелефонной связи во время проведения учебных занятий при освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, за исключением случаев возникновения угрозы жизни или здоровью обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, иных экстренных случаев; Компьютеры, технические средства обучения, лабораторные приборы и учебные пособия используются обучающимися строго по назначению и с разрешения педагога, а также с соблюдением правил безопасности при работе с техническими средствами обучения и лабораторным оборудованием. Если во время занятий обучающемуся необходимо выйти из класса, то он должен поднять руку и попросить разрешения педагога. Если обучающийся хочет задать вопрос педагогу или ответить на вопрос, он поднимает руку. Звонок (сигнал) об окончании урока дается для педагога. Только когда педагог объявит об окончании занятий, обучающийся вправе покинуть класс. В случае отсутствия следующего урока, обучающиеся могут находиться в вестибюле, библиотеке или других помещениях, не занятых в учебном процессе. Обучающиеся после окончания занятий выходят из учебного помещения (класса) для отдыха. Обучающимся запрещается во время перемены кричать, шуметь, бегать, играть в игры, которые могут привести к травмам и порче имущества. Обучающиеся должны быть внимательными на лестницах. Запрещается бегать и устраивать игры на лестницах, перегибаться через перила. Обучающийся не должен без разрешения педагога покидать образовательную организацию во время проведения учебных занятий. Обучающиеся соблюдают правила гигиены и поведения в столовой: входят в помещение столовой без верхней одежды, тщательно моют руки перед едой. Обучающиеся выполняют требования работников столовой, соблюдают порядок при получении пищи. Проявляют внимание и осторожность при употреблении горячих и жидких блюд. Убирают за собой столовые принадлежности и посуду после еды. Дежурные по классу обучающиеся обеспечивают порядок в учебном помещении, принимают участие в его уборке по окончании учебных занятий. Перед проведением внеурочных мероприятий обучающиеся проходят инструктаж по технике безопасности. Строго выполняют все указания руководителя при проведении массовых мероприятий, избегают любых действий, которые могут быть опасны для собственной жизни и для жизни окружающих. При пользовании гардеробом обучающиеся соблюдают порядок, обеспечивающий сохранность их одежды и одежды других обучающихся. 4. Поощрения и дисциплинарное воздействие 4.1. За образцовое выполнение своих обязанностей, безупречную учебу, достижения на олимпиадах, конкурсах, смотрах и за другие достижения в учебной и вне учебной деятельности к обучающимся образовательной организации могут быть применены следующие виды поощрений: - объявление благодарности; -направление благодарственного письма родителям (законным представителям) обучающегося; - награждение почетной грамотой и (или) дипломом; - награждение ценным подарком. 4.2. Процедура применения поощрений: 4.2.1. Объявление благодарности обучающимся, объявление благодарности родителям (законным представителям) обучающегося, направление благодарственного письма по месту работы родителей (законных представителей) обучающегося могут применять все педагогические работники образовательной организации при проявлении обучающимися активности с положительным результатом. 4.2.2. Награждение почетной грамотой (дипломом) может осуществляться администрацией образовательной организации по представлению классного руководителя и (или) учителя-предметника за особые успехи, достигнутые обучающимися по отдельным предметам учебного плана и (или) во внеурочной деятельности на уровне образовательной организации и (или) муниципального образования, на территории которого находится образовательная организация. 4.2.3. Награждение ценным подарком осуществляется за счет дополнительных финансовых средств по представлению заместителей директора на основании приказа директора образовательной организации за особые успехи, достигнутые на уровне муниципального образования, субъекта Российской Федерации. 4.3. За неисполнение или нарушение Устава, в том числе требований к дисциплине на учебных занятиях и правилам поведения в такой организации, настоящих Правил и иных локальных нормативных актов образовательной организации по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены следующие меры дисциплинарного воздействия (меры воспитательного характера и дисциплинарные взыскания). 4.4. Меры воспитательного характера представляют собой действия администрации образовательной организации, ее педагогических работников, направленные на разъяснение недопустимости нарушения правил поведения в образовательной организации, осознание обучающимися пагубности совершенных им действий, воспитание личных качеств обучающегося, добросовестно относящегося к учебе и соблюдению дисциплины. 4.5. К обучающимся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, отчисление из образовательной организации. 4.6. Применение дисциплинарных взысканий. 4.6.1. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка и не позднее шести месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни обучающегося, пребывании его на каникулах, но не более семи учебных дней со дня представления директору образовательной организации. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. При наложении дисциплинарного взыскания действует принцип рецидива, когда за один и тот же проступок, совершенный в течение года, наказание ужесточается. 4.6.2. При получении письменного заявления о совершении обучающимся дисциплинарного проступка директор в течение трех рабочих дней передает его в комиссию по расследованию дисциплинарных проступков, создаваемую его приказом. 4.6.3. До применения меры дисциплинарного взыскания директор школы запрашивает письменное объяснение от обучающегося, представленного к наложению дисциплинарной ответственности. Если по истечении трех учебных дней указанное объяснение обучающимся не представлено, то составляется соответствующий акт. Отказ или уклонение обучающегося от предоставления им письменного объяснения не является препятствием для применения меры дисциплинарного взыскания. В том случае если обучающийся находится в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения и (или) в состоянии аффекта, получение от него каких-либо объяснений откладываются до его вытрезвления и (или) нормализации психологического состояния 4.6.4. В случае признания обучающегося виновным в совершении дисциплинарного проступка, комиссией выносится решение о применении к нему соответствующего дисциплинарного взыскания. 4.6.5. При выборе меры дисциплинарного взыскания образовательная организация должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение Совета школы. 4.6.6. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, в качестве меры дисциплинарного взыскания применяется, если меры дисциплинарного воздействия воспитательного характера не дали результата, обучающийся имеет не менее двух дисциплинарных взысканий в текущем учебном году и его дальнейшее пребывание в образовательной организации оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательной организации, а также нормальное функционирование образовательной организации. 4.6.7. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося как мера дисциплинарного взыскания не применяется, если сроки ранее примененных к нему мер дисциплинарного взыскания истекли, и (или) меры дисциплинарного взыскания сняты в установленном порядке. 4.6.8. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства. 4.6.9. Образовательная организация обязана незамедлительно проинформировать орган региональной власти (местного самоуправления), осуществляющий управление в сфере образования Управление образования администрации Юсьвинского муниципального округа, об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания. 4.6.10. Дисциплинарное взыскание на основании решения комиссии объявляется приказом директора. С приказом обучающийся и его родители (законные представители) знакомятся под роспись в течение трех учебных дней со дня издания, не считая времени отсутствия, обучающегося в образовательной организации. Отказ обучающегося, его родителей (законных представителей) ознакомиться с указанным приказом под роспись оформляется соответствующим актом. 4.6.11. Обучающийся и (или) его родители (законные представители) вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся. 4.6.12. Если в течение года со дня применения меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся не будет применена новая мера дисциплинарного взыскания, то он считается не имеющим меры дисциплинарного взыскания. 4.6.13. Директор образовательной организации имеет право снять меру дисциплинарного взыскания до истечения года со дня ее применения по собственной инициативе, просьбе самого обучающегося, его родителей (законных представителей). 4.6.14. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости). 4.6.15. Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся вовремя болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком. 4.6.16 Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся, педагогическим работникам и иным работникам такой организации не допускается. 5. Защита прав обучающихся В целях защиты своих прав обучающиеся и их родители (законные представители) самостоятельно или через своих представителей вправе: - направлять в администрацию и другие органы управления образовательной организации обращения о нарушении и (или)ущемлении ее работниками прав, свобод и социальных гарантий обучающихся; - обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; - использовать не запрещенные законодательством РФ иные способы защиты своих прав и законных интересов. 6. Заключительные положения 6.1. Настоящие Правила действуют на всей территории образовательной организации и распространяются на все мероприятия с участием обучающихся образовательной организации. 6.2. Контроль за соблюдением правил внутреннего распорядка, включая соблюдение дисциплины на учебных занятиях и правил поведения в организации, осуществляется педагогическими, руководящими работниками такой организации, а также иными лицами, на которых возложены соответствующие обязанности.