здоровья обучающихся для эффективного решения задач управления качеством образования (результаты образовательной деятельности, состоянии профессиональной компетентности педагогов и т.д.) и проводится в соответствии с утвержденным планом работы школы. 1.6. Внутришкольный мониторинг обеспечивает педагогов и администрацию школы качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, определяет, насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в образовательном процессе, насколько дидактические средства (формы, методы обучения, режим учебной работы и др.) адекватны заявленным целям и возрастным особенностям школьников, специфике среды их жизнедеятельности. 1.7. Внутришкольный мониторинг тесно связан с медицинским, психологическим и социологическим контролем. 1.8. Организацию и проведение мониторинга, и обработку материалов осуществляют заместители директора школы каждый по своему направлению, психолог, социальные педагоги, медицинский работник. 1.9. Обобщение, анализ и распространение полученной информации проводится руководителем ОУ. 1.10. Положение о внутришкольном мониторинге утверждается директором. Педагогический совет ОУ имеет право вносить предложения по внесению в него изменений и дополнений. 2. Основные цели, задачи, функции и принципы внутришкольного мониторинга 2.1. Цель внутришкольного мониторинга - непрерывное, диагностикопрогностическое отслеживание динамики качества образовательных услуг, оказываемых образовательным учреждением, и эффективности управления качеством образования, обеспечение органов управления, экспертов в области образования, Управляющего Совета, осуществляющих общественный характер управления образовательным учреждением, информацией о состоянии и динамике качества образования в школе. 2.2. Задачами мониторинга качества образования являются: организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике показателей качества образования; технологическая и техническая поддержка сбора, сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике показателей качества образования; проведение сравнительного анализа факторов, влияющих на динамику качества образования; своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе и факторов, их вызывающих. Осуществление прогнозирования развития важнейших процессов на уровне школы; Предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса; Оформление и представление информации о состоянии и динамике качества образования. 2.3. Функциями внутришкольного мониторинга качества образования являются: • сбор данных по школе в соответствии с муниципальными показателями и индикаторами мониторинга качества образования; • получение сравнительных данных, выявление динамики и факторов влияния на динамику качества образования; определение и упорядочивание информации о состоянии и динамике качества образования в базе данных школы; • координация деятельности организационных структур, задействованных в процедурах мониторинга качества образования, и распределение информационных потоков в соответствии с их полномочиями. 2.4. Основные принципы внутришкольного мониторинга качества образования: • приоритет управления - это нацеленность результатов внутришкольного мониторинга качества образования на принятие управленческого решения; целостность - это единый последовательный процесс внутришкольного мониторинга качества образования, экспертизы соответствия муниципальным нормативам показателей качества образовательного учреждения, принятия управленческого решения; оперативность - это сбор, обработка и представление информации о состоянии и динамике качества образования для оперативного принятия управленческого решения; информационная открытость - доступность информации о состоянии и динамике качества образования для органов местного самоуправления, осуществляющих управление, экспертов в области образования, в том числе представителей Управляющего Совета и общественности. 3. Участники мониторинговых исследований 3.1. Мониторинг сопровождается инструктированием - обучением участников учебно - воспитательного процесса по вопросам применения норм законодательства на практике и разъяснением положений нормативных правовых актов. 3.2. Общее методическое руководство организацией и проведением мониторинга осуществляет директор школы в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией о правах ребенка, Уставом школы и локальными правовыми актами. 3.3. Образовательное учреждение проводит мониторинговые мероприятия силами своих специалистов: 3.3.1. аналитико-статистическая группа (директор школы, его заместители, руководители школьных методических объединений) разрабатывает и внедряет внутришкольную систему мониторинга качества обучения и воспитания; устанавливает и утверждает порядок, периодичность проведения мониторинговых исследований; определяет пути дальнейшего развития школы; 3.3.2. творческая группа педагогов (составители текстов контрольных работ, тестов по предметам) проводит мониторинговые исследования; анализирует результаты мониторинга; ведет учет результатов мониторинга; вырабатывает рекомендации по устранению отмеченных недостатков; 3.3.3. социологическая группа (учителя, классные руководители) проводит контроль за всеобучем каждого обучающегося; своевременно доводит итоги до сведения родителей; анализирует динамику развития личности каждого обучающегося; разрабатывает и предлагает обучающимся, родителям рекомендации по самооценке результатов обученности; определяет и анализирует уровень учебных достижений обучающихся по предметам по результатам тестирования, контрольных срезов; намечает пути повышения степени обученности обучающихся; своевременно предоставляет информацию в творческую группу. 3.4. По поручению директора школы могут осуществлять мониторинг другие специалисты, обладающие необходимой квалификацией и компетенцией. 3.5. Объектом внутришкольного мониторинга являются: 3.5.1. Образовательная среда: • контингент учащихся школы; кадровое (педагогическое) обеспечение образовательного процесса. 3.5.2. Обучающийся: • степень адаптации к обучению обучающихся 1, 5, 10 классов; уровень успеваемости учащихся; уровень качества знаний; уровень степени обученности учащихся (по всем предметам); уровень сформированности универсальных учебных действий; уровень воспитанности учащихся; уровень личностного развития учащихся; • уровень работы с одарёнными детьми; физическое воспитание и состояние здоровья школьников; посещение учащимися занятий; степень удовлетворённости обучающихся образовательным процессом в школе; модель выпускника, уровень её достижения обучающимися школы (по ступеням обучения). 3.5.3. Педагогические работники: уровень профессиональной компетентности; качество и результативность педагогической работы; уровень инновационной деятельности педагога; анализ педагогических затруднений; самообразовательная деятельность. 3.5.4. Образовательный процесс: анализ стартового, промежуточного и итогового контроля за уровнем учебных достижений обучающихся. 3.5.5. Социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса: - социальный паспорт класса; - психологическая диагностика; - профилактическая работа; - коррекционная работа. 3.6. Предметом мониторинга является состояние образовательной подготовки учащихся по отдельным предметам учебного плана школы. 3.7. Источниками сбора данных и инструментарием сбора данных для расчета внутришкольных показателей и индикаторов мониторинга качества образования являются: 3.7.1. данные государственной статистической отчётности; 3.7.2. результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений в форме ГИА и ЕГЭ; 3.7.3. тестирование; 3.7.4. анкетирование, опросы; 3.7.5. дополнительные данные, собираемые в рамках мониторинговых исследований. 4. Периодичность и виды мониторинговых исследований 4.1. Периодичность и виды мониторинговых исследований качества образования определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел в образовательной организации. 4.2. План-график (утверждённый директором школы), по которому осуществляются мониторинг, доводятся до всех участников учебного процесса. 4.3. В школе могут осуществляться следующие виды мониторинговых исследований: 4.3.1. по этапам обучения: входной, промежуточный, итоговый; 4.3.2. по временной зависимости: краткосрочный (ориентирован на промежуточные результаты качества образования), долгосрочный (ориентирован на реализацию Программы развития школы). 4.3.3. по частоте процедур: разовый, периодический, систематический; 4.3.4. по формам объективно-субъектных отношений: самоконтроль, взаимоконтроль, внешний контроль. 4.4. Процедура мониторинга может содержать следующие процедуры: 4.4.1. определение уровня усвоения отдельных тем учебного предмета и сформированности соответствующих умений и навыков; 4.4.2. поиск типичных, массовых, сквозных и индивидуальных ошибок учащихся на каждом этапе; 4.4.3. выявление общих тенденций и закономерностей в усвоении обязательного (базового) материала по учебному предмету; 4.4.4. поиск типичных, массовых, сквозных и индивидуальных ошибок учащихся на каждом этапе обучения; 4.4.5. установление факторов, влияющих на усвоение базовых умений; 4.4.6. определение результативности обучения каждого учащегося, класса; 4.4.7. определение уровня сформированности общеучебных умений (СОУ); 4.4.8. определение качества обучения класса диагностируемым явлениям; 4.4.9. выявление уровня преемственности и сохранности результатов; 4.4.10. выявление уровня соответствия оценивания и результативности; 4.4.11. уточнение и ранжирование методических проблем. 5. Этапы осуществления мониторинговых исследований I этап — подготовительный: • определение объекта (выбор классов и предметов для проведения тестирования); • установка сроков проведения; • разработка инструментария для проведения мониторинга (электронный или бумажный вариант). II этап — практическая часть мониторинга тестирование; • сбор информации. III этап — аналитический систематизация полученной информации; анализ полученных данных; разработка рекомендаций и предложений на последующий период. 6. Требования к проведению мониторинга 6.1. Эффективность мониторинга обеспечивается технической базой (компьютер, программное обеспечение, множительная техника), четкой организацией всех этапов сбора, обработки и анализа информации. 6.2. Качественными показателями информации, полученной в ходе проведения мониторинга, являются: объективность, точность, достаточность, систематизированность, качество, своевременность. 6.4. Анкетирование, тестирование обучающихся проводится с использованием научно разработанных диагностических методик. 6.5. Статистические данные должны быть сопоставимы: • между собой (больше/меньше - лучше/хуже); • сами с собой во времени (было/есть); • с образовательным и социальными стандартами (соответствует/не соответствует). 6.6. Экспертная оценка строится на средних величинах при соблюдении динамики показателей. 6.7. Необходимое организационно-методическое оснащение мониторинговых исследований: 6.7.1. Инструкции по ведению диагностического исследования (для учителя, ученика, ассистента), включающие общие требования к процессу с учетом специфики предмета. 6.7.2. Инструкции по обработке и анализу результатов, тексты диагностических работ по классам. 6.7.3. Пакет стандартизированной бланковой документации по предмету исследования. 6.8. Распределение функциональных обязанностей по исполнению мониторинга: Составление специфики тестов – заместитель директора по УВР, учителя-предметники; Организация тестирования - заместитель директора по УВР, учителяпредметники; Проведение тестирования - заместитель директора по УВР, учителяпредметники; Проверка и оценивание выполненных работ - учителя-предметники; Составление отчета о результатах тестирования - учителяпредметники; Сбор и систематизация информации о проведении тестирования заместитель директора по УВР: Анализ данных и разработка рекомендаций на последующий период - заместитель директора по УВР. 7. Количественные и качественные показатели результатов мониторинга 7.1. Система мониторинга позволяет создать единое информационное поле, в котором можно получить не только данные о результатах работы класса, школы, но и показатели их вклада, вытекающие из сопоставления результатов. 7.2. Единое информационное поле указывает участникам мониторинга: на возможные уровни достижения в каждом отдельном явлении, в том числе и максимальный; на время, необходимое для достижения высокого уровня; на условия, которые обеспечили высокий результат. 7.3. Качество успеваемости учащихся: 7.3.1. Вычисление качества успеваемости учащихся: • количество учащихся, получивших «5», «4», «3» разделить на количество учащихся, выполнявших работу. 7.3.2. Уровни успеваемости учащихся: • оптимальный уровень (100% - 90%); • допустимый уровень (89% - 75%); • удовлетворительный уровень (74% - 50%); • тревожный уровень (49% - 40%); • критический уровень (39% - 0%). 7.4. Качество знаний учащихся (КЗУ): 7.4.1. Вычисление качества знаний учащихся: количество учащихся, получивших «5», «4» разделить на количество учащихся, выполнявших работу. 7.4.2. Уровни качества знаний учащихся: • оптимальный уровень (100% - 50%); • допустимый уровень (49% - 30%); • удовлетворительный уровень (29% - 25%); • тревожный уровень (24% - 15%); критический уровень (14% - 0%); 7.5. Степень обученности учащихся (СОУ): 7.5.1. Вычисление степени обученности учащихся: • количество учащихся, получивших «5», умножить на 100; • количество учащихся, получивших «4», умножить на 64; • количество учащихся, получивших «3», умножить на 36; сумму всех полученных данных разделить на количество учащихся, выполнявших работу. 7.5.2. Уровни степени обученности учащихся: • оптимальный уровень (100% - 64%); • допустимый уровень (64% - 49%); • удовлетворительный уровень (48% - 36%); • тревожный уровень (35% - 20%); критический уровень (19% - 0%); 7.6. Средний балл учащихся: 7.6.1. Вычисление среднего балла учащихся: • количество учащихся, получивших «5», умножить на 5; количество учащихся, получивших «4», умножить на 4; • количество учащихся, получивших «3», умножить на 3; сумму всех полученных данных разделить на количество учащихся, выполнявших работу. 8. Права и ответственность участников мониторинговых исследований 8.1. Субъекты учебно-воспитательного процесса школы имеют право на конфиденциальность информации. 8.2. Лица, осуществляющие мониторинг, имеют право на публикацию данных с научной или научно-методической целью. 8.3. За качество мониторинга несут ответственность: 8.3.1. за дидактический мониторинг - заместитель директора по учебной работе; 8.3.2. за воспитательный мониторинг - заместитель директора по воспитательной работе; 8.3.3. за психолого-педагогический мониторинг - педагог-психолог; 8.3.4. за медицинский мониторинг - медицинский работник школы, классный руководитель; 8.3.5. за управленческий мониторинг - директор школы. 9. Итоги мониторинга 9.1. Итоги мониторинга оформляются в схемах, графиках, таблицах, диаграммах, отражаются в справочно-аналитических материалах, содержащих конкретные, реально выполнимые рекомендации. • Мониторинговые исследования могут обсуждаться на заседаниях Педагогического совета, совещаниях при директоре, Управляющего совета.