Положение о внутришкольном мониторинге качества образования

здоровья обучающихся для эффективного решения задач управления
качеством образования (результаты образовательной деятельности,
состоянии профессиональной компетентности педагогов и т.д.) и проводится
в соответствии с утвержденным планом работы школы.
1.6. Внутришкольный мониторинг обеспечивает педагогов и администрацию
школы качественной и своевременной информацией, необходимой для
принятия
управленческих
решений,
определяет,
насколько
рациональны
педагогические
средства,
реализуемые
в
образовательном процессе, насколько дидактические средства (формы,
методы обучения, режим учебной работы и др.) адекватны заявленным
целям и возрастным особенностям школьников, специфике среды их
жизнедеятельности.
1.7. Внутришкольный мониторинг тесно связан с медицинским,
психологическим и социологическим контролем.
1.8. Организацию и проведение мониторинга, и обработку материалов
осуществляют заместители директора школы каждый по своему
направлению, психолог, социальные педагоги, медицинский работник.
1.9. Обобщение, анализ и распространение полученной информации
проводится руководителем ОУ.
1.10. Положение
о
внутришкольном
мониторинге
утверждается
директором. Педагогический совет ОУ имеет право вносить
предложения по внесению в него изменений и дополнений.
2. Основные цели, задачи, функции и принципы внутришкольного
мониторинга
2.1. Цель внутришкольного мониторинга - непрерывное, диагностикопрогностическое отслеживание динамики качества образовательных услуг,
оказываемых образовательным учреждением, и эффективности управления
качеством образования, обеспечение органов управления, экспертов в
области
образования,
Управляющего
Совета,
осуществляющих
общественный характер управления образовательным учреждением,
информацией о состоянии и динамике качества образования в школе.
2.2. Задачами мониторинга качества образования являются:
организационное и методическое обеспечение сбора, обработки,
хранения информации о состоянии и динамике показателей качества
образования;
технологическая и техническая поддержка сбора, сбора, обработки,
хранения информации о состоянии и динамике показателей качества
образования;
проведение сравнительного анализа факторов, влияющих на динамику
качества образования;
своевременное
выявление
изменений,
происходящих
в
образовательном процессе и факторов, их вызывающих.

Осуществление прогнозирования развития важнейших процессов на
уровне школы;
Предупреждение
негативных
тенденций
в
организации
образовательного процесса;
Оформление и представление информации о состоянии и динамике
качества образования.
2.3. Функциями внутришкольного мониторинга качества образования
являются:
• сбор данных по школе в соответствии с муниципальными показателями и
индикаторами мониторинга качества образования;
• получение сравнительных данных, выявление динамики и факторов
влияния на динамику качества образования;
определение и упорядочивание информации о состоянии и динамике
качества образования в базе данных школы;
• координация деятельности организационных структур, задействованных в
процедурах мониторинга качества образования, и распределение
информационных потоков в соответствии с их полномочиями.
2.4. Основные принципы внутришкольного мониторинга качества
образования:
• приоритет управления - это нацеленность результатов внутришкольного
мониторинга качества образования на принятие управленческого решения;
целостность - это единый последовательный процесс внутришкольного
мониторинга
качества
образования,
экспертизы
соответствия
муниципальным нормативам показателей качества образовательного
учреждения, принятия управленческого решения;
оперативность - это сбор, обработка и представление информации о
состоянии и динамике качества образования для оперативного принятия
управленческого решения; информационная открытость - доступность
информации о состоянии и динамике качества образования для органов
местного самоуправления, осуществляющих управление, экспертов в
области образования, в том числе представителей Управляющего Совета и
общественности.
3. Участники мониторинговых исследований
3.1. Мониторинг сопровождается инструктированием - обучением
участников учебно - воспитательного процесса по вопросам применения
норм законодательства на практике и разъяснением положений нормативных
правовых актов.
3.2. Общее методическое руководство организацией и проведением
мониторинга осуществляет директор школы в соответствии с Федеральным
Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»,
Конвенцией о правах ребенка, Уставом школы и локальными правовыми
актами.

3.3. Образовательное учреждение проводит мониторинговые мероприятия
силами своих специалистов:
3.3.1. аналитико-статистическая группа (директор школы, его заместители,
руководители школьных методических объединений) разрабатывает и
внедряет внутришкольную систему мониторинга качества обучения и
воспитания; устанавливает и утверждает порядок, периодичность
проведения мониторинговых исследований; определяет пути дальнейшего
развития школы;
3.3.2. творческая группа педагогов (составители текстов контрольных работ,
тестов по предметам) проводит мониторинговые исследования; анализирует
результаты мониторинга; ведет учет результатов мониторинга; вырабатывает
рекомендации по устранению отмеченных недостатков;
3.3.3. социологическая группа (учителя, классные руководители) проводит
контроль за всеобучем каждого обучающегося; своевременно доводит итоги
до сведения родителей; анализирует динамику развития личности каждого
обучающегося; разрабатывает и предлагает обучающимся, родителям
рекомендации по самооценке результатов обученности; определяет и
анализирует уровень учебных достижений обучающихся по предметам по
результатам тестирования, контрольных срезов; намечает пути повышения
степени
обученности
обучающихся;
своевременно
предоставляет
информацию в творческую группу.
3.4. По поручению директора школы могут осуществлять мониторинг
другие специалисты, обладающие необходимой квалификацией и
компетенцией.
3.5. Объектом внутришкольного мониторинга являются:
3.5.1. Образовательная среда:
• контингент учащихся школы;
кадровое (педагогическое) обеспечение образовательного процесса.
3.5.2. Обучающийся:
• степень адаптации к обучению обучающихся 1, 5, 10 классов; уровень
успеваемости учащихся;
уровень качества знаний;
уровень степени обученности учащихся (по всем предметам); уровень
сформированности
универсальных
учебных
действий;
уровень
воспитанности учащихся; уровень личностного развития учащихся;
• уровень работы с одарёнными детьми;
физическое воспитание и состояние здоровья школьников; посещение
учащимися занятий;
степень удовлетворённости обучающихся образовательным процессом в
школе; модель выпускника, уровень её достижения обучающимися школы
(по ступеням обучения).
3.5.3. Педагогические работники:
уровень профессиональной компетентности; качество и результативность
педагогической работы;

уровень инновационной деятельности педагога; анализ педагогических
затруднений; самообразовательная деятельность.
3.5.4. Образовательный процесс:
анализ стартового, промежуточного и итогового контроля за уровнем
учебных достижений обучающихся.
3.5.5. Социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного
процесса:
- социальный паспорт класса;
- психологическая диагностика;
- профилактическая работа;
- коррекционная работа.
3.6. Предметом мониторинга является состояние образовательной подготовки
учащихся по отдельным предметам учебного плана школы.
3.7. Источниками сбора данных и инструментарием сбора данных для
расчета внутришкольных показателей и индикаторов мониторинга качества
образования являются:
3.7.1. данные государственной статистической отчётности;
3.7.2. результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников
образовательных учреждений в форме ГИА и ЕГЭ;
3.7.3. тестирование;
3.7.4. анкетирование, опросы;
3.7.5. дополнительные данные, собираемые в рамках мониторинговых
исследований.
4. Периодичность и виды мониторинговых исследований
4.1. Периодичность и виды мониторинговых исследований качества
образования определяются необходимостью получения объективной
информации о реальном состоянии дел в образовательной организации.
4.2. План-график (утверждённый директором школы), по которому
осуществляются мониторинг, доводятся до всех участников учебного
процесса.
4.3. В школе могут осуществляться следующие виды мониторинговых
исследований:
4.3.1. по этапам обучения: входной, промежуточный, итоговый;
4.3.2. по временной зависимости: краткосрочный (ориентирован на
промежуточные результаты качества образования), долгосрочный
(ориентирован на реализацию Программы развития школы).
4.3.3. по частоте процедур: разовый, периодический, систематический;
4.3.4. по формам объективно-субъектных отношений: самоконтроль,
взаимоконтроль, внешний контроль.
4.4. Процедура мониторинга может содержать следующие процедуры:
4.4.1. определение уровня усвоения отдельных тем учебного предмета и
сформированности соответствующих умений и навыков;
4.4.2. поиск типичных, массовых, сквозных и индивидуальных ошибок
учащихся на каждом этапе;

4.4.3. выявление общих тенденций и закономерностей в усвоении
обязательного (базового) материала по учебному предмету;
4.4.4. поиск типичных, массовых, сквозных и индивидуальных ошибок
учащихся на каждом этапе обучения;
4.4.5. установление факторов, влияющих на усвоение базовых умений;
4.4.6. определение результативности обучения каждого учащегося, класса;
4.4.7. определение уровня сформированности общеучебных умений (СОУ);
4.4.8. определение качества обучения класса диагностируемым явлениям;
4.4.9. выявление уровня преемственности и сохранности результатов;
4.4.10.
выявление уровня соответствия оценивания и результативности;
4.4.11.
уточнение и ранжирование методических проблем.
5. Этапы осуществления мониторинговых исследований
I этап — подготовительный:
•
определение объекта (выбор классов и предметов для проведения
тестирования);
• установка сроков проведения;
• разработка инструментария для проведения мониторинга (электронный
или бумажный вариант).
II этап — практическая часть мониторинга
тестирование;
•
сбор информации.
III этап — аналитический
систематизация полученной информации; анализ полученных данных;
разработка рекомендаций и предложений на последующий период.
6. Требования к проведению мониторинга
6.1. Эффективность мониторинга обеспечивается технической базой
(компьютер, программное обеспечение, множительная техника), четкой
организацией всех этапов сбора, обработки и анализа информации.
6.2. Качественными показателями информации, полученной в ходе
проведения мониторинга, являются: объективность, точность, достаточность,
систематизированность, качество, своевременность.
6.4. Анкетирование,
тестирование
обучающихся
проводится
с
использованием научно разработанных диагностических методик.
6.5. Статистические данные должны быть сопоставимы:
•
между собой (больше/меньше - лучше/хуже);
•
сами с собой во времени (было/есть);
• с образовательным и социальными стандартами (соответствует/не
соответствует).
6.6. Экспертная оценка строится на средних величинах при соблюдении
динамики показателей.
6.7. Необходимое
организационно-методическое
оснащение
мониторинговых исследований:
6.7.1. Инструкции по ведению диагностического исследования (для
учителя, ученика, ассистента), включающие общие требования к процессу
с учетом специфики предмета.

6.7.2. Инструкции по обработке и анализу результатов, тексты
диагностических работ по классам.
6.7.3. Пакет стандартизированной бланковой документации по
предмету исследования.
6.8. Распределение функциональных обязанностей по исполнению
мониторинга:
Составление специфики тестов – заместитель директора по УВР,
учителя-предметники;
Организация тестирования - заместитель директора по УВР, учителяпредметники;
Проведение тестирования - заместитель директора по УВР, учителяпредметники;
Проверка и оценивание выполненных работ - учителя-предметники;
Составление отчета о результатах тестирования - учителяпредметники;
Сбор и систематизация информации о проведении тестирования заместитель директора по УВР:
Анализ данных и разработка рекомендаций на последующий период
- заместитель директора по УВР.
7. Количественные и качественные показатели результатов
мониторинга
7.1.
Система мониторинга позволяет создать единое информационное
поле, в котором можно получить не только данные о результатах работы
класса, школы, но и показатели их вклада, вытекающие из сопоставления
результатов.
7.2.
Единое
информационное
поле
указывает
участникам
мониторинга:
на возможные уровни достижения в каждом отдельном явлении, в том
числе и максимальный;
на время, необходимое для достижения высокого уровня; на условия,
которые обеспечили высокий результат.
7.3.
Качество успеваемости учащихся:
7.3.1. Вычисление качества успеваемости учащихся:
•
количество учащихся, получивших «5», «4», «3» разделить на
количество учащихся, выполнявших работу.
7.3.2. Уровни успеваемости учащихся:
•
оптимальный уровень (100% - 90%);
• допустимый уровень (89% - 75%);
• удовлетворительный уровень (74% - 50%);
• тревожный уровень (49% - 40%);
•
критический уровень (39% - 0%).
7.4. Качество знаний учащихся (КЗУ):
7.4.1. Вычисление качества знаний учащихся:

количество учащихся, получивших «5», «4» разделить на количество
учащихся, выполнявших работу.
7.4.2. Уровни качества знаний учащихся:
•
оптимальный уровень (100% - 50%);
• допустимый уровень (49% - 30%);
• удовлетворительный уровень (29% - 25%);
• тревожный уровень (24% - 15%); критический уровень (14% - 0%);
7.5. Степень обученности учащихся (СОУ):
7.5.1. Вычисление степени обученности учащихся:
•
количество учащихся, получивших «5», умножить на 100;
•
количество учащихся, получивших «4», умножить на 64;
•
количество учащихся, получивших «3», умножить на 36;
сумму всех полученных данных разделить на количество учащихся,
выполнявших работу.
7.5.2. Уровни степени обученности учащихся:
•
оптимальный уровень (100% - 64%);
• допустимый уровень (64% - 49%);
• удовлетворительный уровень (48% - 36%);
• тревожный уровень (35% - 20%); критический уровень (19% - 0%);
7.6. Средний балл учащихся:
7.6.1. Вычисление среднего балла учащихся:
•
количество учащихся, получивших «5», умножить на 5; количество
учащихся, получивших «4», умножить на 4;
•
количество учащихся, получивших «3», умножить на 3;
сумму всех полученных данных разделить на количество учащихся,
выполнявших работу.
8. Права и ответственность участников мониторинговых
исследований
8.1. Субъекты учебно-воспитательного процесса школы имеют право на
конфиденциальность информации.
8.2. Лица, осуществляющие мониторинг, имеют право на публикацию данных
с научной или научно-методической целью.
8.3. За качество мониторинга несут ответственность:
8.3.1. за дидактический мониторинг - заместитель директора по учебной
работе;
8.3.2. за воспитательный мониторинг - заместитель директора по
воспитательной работе;
8.3.3. за психолого-педагогический мониторинг - педагог-психолог;
8.3.4. за медицинский мониторинг - медицинский работник школы,
классный руководитель;
8.3.5. за управленческий мониторинг - директор школы.
9. Итоги мониторинга
9.1. Итоги мониторинга оформляются в схемах, графиках, таблицах,
диаграммах,
отражаются
в
справочно-аналитических
материалах,
содержащих конкретные, реально выполнимые рекомендации.
•

Мониторинговые исследования могут обсуждаться на заседаниях
Педагогического совета, совещаниях при директоре, Управляющего совета.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».