Положение о библиотеке

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Юсьвинская средняя общеобразовательная школа имени
народной артистки РФ А.Г. Котельниковой»
Приказ

13.08.2024

№ 496/1

Об утверждении Положения о библиотеке
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», приказом Минкультуры России от
08.10.2012 № 1077 «Об утверждении Порядка учета документов,
входящих в состав библиотечного фонда» с учетом письма
Минобразования России от 23.03.2004 № 14-51-70/13 «О Примерном
положении о библиотеке общеобразовательного учреждения» и в целях
регламентирования работы педагогов-библиотекарей
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Положение о библиотеке МБОУ «Юсьвинская средняя
общеобразовательная школа имени народной артистки РФ А.Г.
Котельниковой» (Приложение 1)
2. Колыхматовой А.А, ознакомить под подпись с данным Положением
педагогов-библиотекарей
МБОУ
«Юсьвинская
средняя
общеобразовательная школа имени народной артистки РФ А.Г.
Котельниковой»
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Директор школы

С приказом ознакомлены:

Н. М. Аникина

Т.Е. Утева
С.Г. Боталова

УТВЕРЖДЕНО
приказом от 13.08.2023 № 496/1

Положение о библиотеке
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение регламентирует деятельность библиотеки
МБОУ «Юсьвинская средняя общеобразовательная школа имени
народной артистки РФ А.Г. Котельниковой» (далее – образовательная
организация).
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным
законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», приказом Минкультуры России от 08.10.2012 № 1077 «Об
утверждении Порядка учета документов, входящих в состав
библиотечного фонда» с учетом письма Минобразования России от
23.03.2004 № 14-51-70/13 «О Примерном положении о библиотеке
общеобразовательного учреждения».
1.3. Библиотека создана в целях обеспечения права участников
образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечноинформационными ресурсами.
1.4. Порядок пользования источниками информации, перечень основных
услуг и условия их предоставления определяются настоящим положением
о библиотеке и правилами пользования библиотекой, утвержденными
руководителем образовательной организации.
1.5. Организация обслуживания участников образовательного процесса
производится в соответствии с правилами техники безопасности и
противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
2. Цели, задачи, функции библиотеки
2.1. Цели библиотеки соответствуют целям образовательной организации
и включают в себя в том числе: формирование общей культуры личности
обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания
общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе,
создание основы для осознанного выбора и последующего освоения
профессиональных
образовательных
программ,
воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека,
любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового
образа жизни.
2.2. Задачами библиотеки образовательной организации являются:
 обеспечение участников образовательного процесса доступом к
информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством
использования
библиотечно-информационных
ресурсов
образовательной организации;

привлечение обучающихся к систематическому чтению учебной,
художественной, научно-популярной литературы;
 содействие развитию познавательных интересов и способностей
обучающихся;
 обучение основам библиотечно-библиографической грамотности;
 содействие педагогическим работникам в подборе научнометодической
литературы,
информирование
о
новых
поступлениях в библиотечный фонд;
 совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе
внедрения
новых
информационных
технологий
и
компьютеризации
библиотечно-информационных
процессов,
формирование комфортной библиотечной среды.
2.3. Библиотека выполняет следующие функции:
2.3.1. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов
образовательной организации:
 комплектует
основной фонд учебными, художественными,
научными, справочными, педагогическими и научно-популярными
документами;
 участвует
в комплектовании специализированного фонда
учебниками из числа входящих в федеральный перечень
учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, и учебными пособиями, допущенными к
использованию при реализации указанных образовательных
программ;
 аккумулирует фонд документов, создаваемых в образовательной
организации (публикаций и работ педагогов образовательной
организации, лучших научных работ и рефератов учащихся и др.);
 осуществляет
размещение,
организацию
и
сохранность
документов;
 организует
и ведет справочно-библиографический аппарат:
каталоги
(алфавитный,
систематический),
картотеки
(систематическую картотеку статей, тематические картотеки),
электронный каталог, базы данных по профилю образовательной
организации.
2.3.2. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание обучающихся:
 предоставляет информационные ресурсы на различных носителях;
 организует
обучение навыкам независимого библиотечного
пользователя и потребителя информации, содействует интеграции
комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и
информацией;


оказывает информационную поддержку в решении задач,
возникающих в процессе учебной, самообразовательной и
досуговой деятельности обучающихся;
 организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие
общей и читательской культуры личности;
 содействует
педагогическим
работникам
в
организации
образовательного процесса и досуга обучающихся.
2.3.3. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:
 выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы,
связанные с обучением, воспитанием обучающихся;
 содействует
профессиональной
компетенции
педагогов,
повышению квалификации, проведению аттестации;
 осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры
новых поступлений и публикаций);
 способствует
проведению
занятий
по
формированию
информационной культуры обучающихся, является базой для
проведения практических занятий по работе с информационными
ресурсами.
2.3.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание родителей (законных представителей) обучающихся:
 удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых
поступлениях в библиотеку;
 консультирует по вопросам организации семейного чтения,
знакомит с информацией по воспитанию детей;
 консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
3. Организация деятельности библиотеки
3.1. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет
руководитель образовательной организации.
3.2. Педагог-библиотекарь несет ответственность в пределах своей
компетенции за организацию и результаты деятельности библиотеки.
3.3. Педагог-библиотекарь разрабатывает и представляет руководителю
образовательной организации на утверждение следующие документы:
 положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
 планово-отчетную документацию.
3.4. В состав библиотеки входит:
 абонемент;
 читальный зал;
 отдел учебников;
 отдел информационно-библиографической работы;
3.5. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется в
соответствии с планами работы библиотеки и режимом работы
образовательной организации.


3.7. Режим работы библиотеки определяется с учетом режима работы
образовательной организации.
4. Учет поступления и выбытия документов библиотечного фонда
4.1. Прием документов в фонд библиотеки включает следующие операции:
 сверка поступлений с первичным учетным документом (накладная,
акт), включающим список поступивших документов;
 составление первичного учетного документа для поступлений без
сопроводительной документации;
 регистрация поступивших документов в регистрах суммарного,
группового и индивидуального учета (ГОСТ 7.0.93-2015
«Библиотечный фонд. Технология формирования»).
4.2. При пополнении основного библиотечного фонда необходимо
соблюдать требования Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О
противодействии экстремистской деятельности». Документы, включенные
в перечень экстремистских материалов, приобретать запрещено, при
выявлении их в фонде – изымать из доступа.
4.3. Учет и обработка документов библиотечного фонда.
4.3.1. Учет и обработка документов основного фонда осуществляется
индивидуальным способом. Сведения о поступивших печатных
документах вносятся в «Книгу суммарного учета документов основного
фонда».
Поступившим
документам
присваивают
индивидуальный
регистрационный номер (инвентарный номер или иной знак, принятый в
качестве регистрационного номера, системный номер для электронных
документов) и шифр хранения.
Регистрационные
номера
и
шифры
отмечают
в
регистрах
индивидуального учета документов – инвентарной книге, картотеке
регистрации газет, журналов, учетной базе данных.
Все экземпляры принятых изданий штемпелюются. Штемпель с
наименованием
образовательной
организации
должен
быть
прямоугольной формы, размером не больше чем 1,5х4 см.
Штемпель ставится на обороте титульного листа (при отсутствии
титульного листа — на первой странице текста под заглавием), на 17-й
странице под текстом в левом нижнем углу и на обороте каждого
приложения. На брошюрах и журналах штемпель ставится только на
обложке или на первой странице текста.
Состав основного фонда фиксируется в карточном алфавитном каталоге, в
электронной базе данных библиотеки.
4.3.2. Учет и обработка специализированного фонда. Специализированный
фонд учитывается и хранится отдельно от основного библиотечного
фонда.
Учет документов специализированного фонда, как многоэкземплярной
литературы, осуществляется групповым способом и отражается в «Книге

суммарного учета учебного фонда» и в картотеке регистрационных
карточек.
На каждое наименование документов специализированного фонда
заводится отдельная учетная карточка. Карточки с библиографическим
описанием изданий учебников расставляются в учетную картотеку по
классам, а внутри классов – по алфавиту фамилий авторов или заглавий.
Для контроля за сохранностью учетных карточек они регистрируются в
«Журнале регистрации учетных карточек учебников».
Техническая обработка документов предусматривает следующие
операции:
 проставление на каждом документе штемпеля библиотеки в
соответствии с пунктом 4.3.1 настоящего положения;
 Учет специализированного фонда предусматривает отражение его
состава в справочно-библиографическом аппарате библиотеки, в
том числе в электронной базе данных.
4.4. Выбытие документов библиотечного фонда.
4.4.1. Причины, по которым документ может быть выведен из состава
библиотечного фонда, включают в том числе ветхость, дефектность,
устарелость по содержанию, утрату. Исключение документа из
библиотечного фонда проводится на основании анализа состава
библиотечного фонда и результатов его проверки.
4.4.2. Под ветхостью документа понимают результат естественного
старения или физического износа документа.
4.4.3. Под дефектностью документа понимают частичную или полную
утрату эксплуатационных качеств документа в результате внешнего
воздействия.
4.4.4. Под устарелостью по содержанию понимают потерю актуальности
тематики,
подтверждаемую
отсутствием
спроса
читателей,
невостребованностью в перераспределении и реализации.
4.4.5. Под утратой документа понимают его отсутствие в фонде
библиотеки по причинам потери, хищения, бедствий стихийного,
техногенного
(в
том
числе
хакерской атаки и
невосстановимого сбоя электронного оборудования) или социального
характера, по неустановленной причине.
4.4.6. Процесс исключения документов из фонда библиотеки
осуществляется в соответствии с Порядком учета документов, входящих в
состав библиотечного фонда, утвержденным приказом Минкультуры
России от 08.10.2012 № 1077.
4.4.7. Выбытие документов библиотечного фонда производится в
результате их списания комиссией, созданной руководителем
образовательной организации.
4.4.8. Утилизация списанных документов библиотечного фонда
производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Проверка документов библиотечного фонда

5.1. Плановая проверка документов библиотечного фонда проводится с
периодичностью один раз в пять лет на основании графика проверки,
утвержденного директором школы.
5.2. Внеплановая проверка документов библиотечного фонда
производится в обязательном порядке:
 при поступлении новых документов в фонд;
 при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи
документов;
 в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных
ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
 при реорганизации или ликвидации образовательной организации.
5.3. По итогам проверки педагог-библиотекарь составляет акт. Если какието документы отсутствуют по неустановленной причине, то к акту
прикладывается их список, в котором фиксируются сведения о количестве
документов библиотечного фонда в наличии и количестве отсутствующих
документов, в том числе по неустановленной причине. В акте также
указывается номер и дата акта предыдущей проверки.
5.4. Проверка библиотечного фонда на наличие документов, включенных в
федеральный список экстремистских материалов, опубликованный на
официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации,
проводится в соответствии с отдельным локальным актом
образовательной организации.
5.5. При выявлении в процессе проверки фонда отсутствующих
документов и невозможности установления виновных лиц убытки по
недостачам
списываются
в
соответствии
с
действующим
законодательством.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».