Положение о классном руководстве

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Юсьвинская средняя общеобразовательная школа имени
народной артистки РФ А.Г. Котельниковой»
Приказ

29.08.2024

№ 523

Об утверждении Положения о классном руководстве
В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об
образовании в Российской Федерации» и в целях регламентирования
деятельности классных руководителей
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Положение о классном руководстве педагогических работников
МБОУ «Юсьвинская средняя общеобразовательная школа имени народной
артистки РФ А.Г. Котельниковой».
2.Сысолетину А.П., администратору школьного сайта, разместить Положение
о классном руководстве на сайте школы.
3. Колыхматовой А.А, ознакомить под подпись с данным Положением
классных руководителей МБОУ «Юсьвинская средняя общеобразовательная
школа имени народной артистки РФ А.Г. Котельниковой»
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Петрову Е.С.,
заместителя директора по УВР.

Директор школы

Н. М. Аникина

УТВЕРЖДЕНО
приказом от 29.08.2024 № 523

Положение о классном руководстве
1. Общие положения
1.1. Данное Положение о классном руководстве в школе разработано в соответствии с
Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
с изменениями на 5 декабря 2022 года, Методическими рекомендациями органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим
государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических
работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях
от 12.05.2020 № б/н, Федеральным законом от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» с изменениями на 14 июля 2022 года.
Федеральным законом от 24 июня 1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с изменениями на 14 июля 2022
года, Федеральный закон от 29 декабря 2010г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию» с изменениями на 1 июля 2021 года, Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2018г. № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»,
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития в Российской Федерации на период до 2025 года»,
Конвенцией о правах ребенка, а также Уставом общеобразовательной организации и
другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение о классном руководстве обозначает цели и задачи классного
руководителя определяет его функции, права, обязанности и ответственность,
регламентирует организацию деятельности классного руководителя, ведение им
документации, устанавливает взаимоотношения по должности и определяет критерии
оценки его работы и механизмы стимулирования классных руководителей.
1.3. Классное руководство – профессиональная деятельность педагога, направленная на
воспитание и социализацию ребенка в классном ученическом коллективе, в современном
мире и обществе.
1.4.
Классный руководитель – профессионал-педагог, организующий систему
отношений между обществом и ребенком через разнообразные виды воспитывающей
деятельности классного коллектива, создающий условия для индивидуального
самовыражения каждого ребенка и осуществляющий свою деятельность в образовательной
деятельности общеобразовательной организации. Классный руководитель – педагог,
создающий условия для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его
успешной социализации в обществе.
1.5.
Деятельность классного руководителя основывается на принципах демократии,
гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей,
гражданственности, свободного развития личности.
1.6. Директор образовательного учреждения назначает и освобождает учителя от
классного руководства приказом по школе, заключает с педагогом дополнительное
соглашение о закреплении за ним классного руководства. Непосредственное руководство
работой классного руководителя осуществляет заместитель директора школы по
воспитательной работе.

1.7.
Классное руководство распределяется администрацией школы закрепляется за
педагогом с его согласия исходя из интересов школы с учетом педагогического опыта,
мастерства, индивидуальных особенностей.
2. Цели и задачи деятельности классного руководителя
2.1. Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный,
планируемый процесс, строящийся на основе Устава МБОУ «Юсьвинская средняя
общеобразовательная школа имени народной артистки РФ А.Г. Котельниковой»,
осуществляющей образовательную деятельность, иных локальных актов, настоящего
положения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций
общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся с
учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом организации,
осуществляющей образовательную деятельность, и ситуации в коллективе класса,
межэтнических межконфессиональных отношений.
2.2.
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для
саморазвития и самореализации обучающегося, его успешной социализации в обществе.
2.3. Задачи деятельности классного руководителя:
2.3.1. Формирование и развитие коллектива класса;
2.3.2. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития
личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранение неповторимости и
раскрытия его потенциальных способностей и талантов;
2.3.3. Формирование здорового образа жизни;
2.3.4. Организация
системы
отношений через
разнообразные
формы
воспитывающей деятельности коллектива класса;
2.3.5. Защита прав и интересов обучающихся;
2.3.6. Организация системной, образовательной, воспитательной и развивающей
работы с обучающимися в классе;
2.3.7. Гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и
педагогическими работниками;
2.3.8. Регулирование отношений между обучающимися, педагогическими
работниками и родительским сообществом;
2.3.9. Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных
ориентиров;
2.3.10. Формирование гражданско-патриотического воспитания;
2.3.11. Организация социально значимой творческой деятельности обучающихся;
2.3.12. Формирование у обучающихся активной позиции по отношению к
осознанному выбору будущей профессии и профессиональному самоопределению.
3. Функции классного руководителя
3.1. Основными функциями классного руководителя являются:
3.1.1. Организационно-координирующие:
 Обеспечение связи между организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, и семьей;
 Установление контактов с родителями (их законными представителями)
обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающегося (лично, через психолога,
социального педагога, педагога дополнительного образования и других педагогических
работников школы);
 Проведение консультаций, бесед с родителями (их законными представителями)
обучающихся;
 Взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебновспомогательным персоналом образовательной организации;
 Организация в классе образовательной деятельности, оптимально для развития
положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности
общешкольного коллектива;

 Организация воспитательной работы с обучающимися через взаимодействие с
социально-педагогической службой, участия в малых педсоветах, Советах по профилактике
и других тематических мероприятиях;
 Стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в
системе дополнительного образования детей;
 Взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
 Ведение документации;
 Координация учебной деятельности каждого обучающегося и всего класса в целом;
 Формирование классного коллектива, организации и стимулирования
разнообразных видов деятельности обучающихся в классном коллективе;
 Оказание помощи и организация деятельности органов ученического
самоуправления;
 Организация взаимодействия деятельности с учителями-предметниками, педагогомпсихологом, педагогам дополнительного образования, педагогом-организатором,
социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, семьей.
3.1.2. Выполнение роли посредника между личностью ребенка и всеми
социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся:
 Содействие в получении обучающимися дополнительного образования посредством
включения их в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции,
клубы);
 Содействие в получении Пушкинской карты с 14 лет;
 Участие в работе педагогических и методических советов, методического
объединения классных руководителей, административных совещаниях, Совета по
профилактике;
 Подбор форм и методов организации индивидуальной и групповой внеклассной
деятельности, организации участия класса в общешкольных мероприятиях во внеурочное
и каникулярное время;
 Организация работы по повышению педагогической и психологической культуры
родителей через проведение тематических родительских собраний, совместную
деятельность, привлечение родителей к участию в воспитательной деятельности в
образовательной организации;
 Заботе о физическом и психическом здоровье обучающихся, с использованием
полученной от родителей информации о здоровье, ограничениях и предпочтениях
обучающихся.
3.1.3. Коммуникативные
 Регулирование межличностных отношений между обучающимися;
 Установление
взаимодействия
между
педагогическими
работниками,
обучающимися и их родителями;
 Содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
 Оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3.1.4. Аналитико-прогностические:
 Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
 Определение состояния и перспектив развития коллектива класса;
 Изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого ребенка;
 Изучение и анализ влияния школьной среды и малого социума на обучающихся
класса;
 Прогнозирование уровней воспитанности и индивидуального развития
обучающихся и этапов формирования классного коллектива;
 Прогнозирование результатов воспитательной и образовательной деятельности;
 Построение модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной системе
школы в целом;

 Предвидение последствий, складывающихся в классном коллективе, отношений;
 Изучение и анализ востребованности системы дополнительного образования.
3.1.5. Контрольные:
 Контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
 Контроль за посещаемостью учебных и внеурочных занятий обучающимися;
 Контроль за самочувствием обучающихся;
 Контроль за исполнением нормативно-правовых и локальных актов школы
обучающимися.
4. Обязанности классного руководителя
Классный руководитель образовательной организации обязан:
4.1. Осуществлять систематический анализ успеваемости и динамики общего развития
своих воспитанников
4.2. Организовывать учебно-воспитательную деятельность в классе, вовлекать
обучающихся в систематическую деятельность классного и школьного коллективов,
изучать индивидуальные особенности личности обучающихся, условия их
жизнедеятельности в семье и школе
4.3. Отслеживать и своевременно выявлять девиантные проявления в развитии и
поведении обучающимися, осуществлять необходимую педагогическую и
психологическую коррекцию, в особо сложных и опасных случаях информировать об
этом администрацию школы
4.4. Оказывать помощь школьникам в решении их острых жизненных проблем и
ситуаций
4.5. Организовывать социальную, психологическую и правовую защиту обучающихся
4.6. Вовлекать в организацию воспитательной деятельности в классе педагоговпредметников, родителей обучающихся, специалистов из других сфер (науки, искусства,
спорта, правоохранительных органов и пр.)
4.7. Пропагандировать здоровый образ жизни как составляющую гражданскопатриотического воспитания
4.8. Регулярно информировать родителей (их законных представителей) обучающихся
об их успехах или неудачах. Осуществлять управление деятельностью классного
родительского комитета. Осуществлять координацию взаимосвязей между родителями
(законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и другими
участниками образовательных отношений;
4.9. Контролировать посещение учебных занятий учащимися своего класса
4.10.
Координировать работу учителей-предметников, работающих в классе с
целью недопущения неуспеваемости обучающихся и оказания им своевременной
помощи в учебе
4.11.
Планировать свою деятельность по классному руководству.
4.12.
Регулярно проводить классные часы и другие внеурочные и внешкольные
мероприятия с классом
4.13.
Вести документацию по классу (план воспитательной работы в классе,
характеристика на учащегося по запросу)
4.14.
Оказывать содействие в организации летней оздоровительной кампании.
4.15.
Повышать свою квалификацию в сфере педагогии и психологии,
современных воспитательных и социальных технологий. Участвовать в работе
методического объединения классных руководителей.
4.16.
Соблюдать требования техники безопасности, обеспечивать сохранность
жизни и здоровья детей во время проведения школьных и внешкольных мероприятий.
4.17.
Осуществлять организации результативного участия каждого участия класса
в рейтинговых мероприятиях.

4.18.
Вызывать
скорую
медицинскую
помощь
обучающимися
при
травмах/жалобах любой этиологии
4.19.
Сопровождать и обеспечивать безопасность обучающихся во время выездных
мероприятий.
4.20.
Информировать администрацию школы о любых нештатных и чрезвычайных
ситуациях с обучающимися
4.21.
Организовывать деятельность класса в социокультурном пространстве
школы
4.22.
По требованию администрации школы готовить и предоставлять отчеты
различной формы о классе и собственной работе. Отчет о работе классного руководителя
может быть заслушан на заседании методического объединения классных
руководителей, педагогическом совете, совещании при директоре.
5. Права классного руководителя
Классный руководитель имеет право:
5.1. Регулярно получать информацию о физическом и психическом здоровье
обучающихся своего класса
5.2.
Выносить на рассмотрение администрации школы, педагогического совета,
органов школьного самоуправления, совета профилактики, родительского комитета
предложения, инициативы, как от имени классного коллектива, так и от своего имени
5.3.
Получать своевременную методическую и организационно-педагогическую
помощь от руководства школы, социально-педагогической службы, а также органов
самоуправления
5.4.
Самостоятельно планировать воспитательную работу с классным
коллективом, разрабатывать индивидуальные программы работы с детьми и их родителями
(их законными представителями), определять нормы организации деятельности классного
коллектива и проведения классных мероприятий
5.5.
Приглашать в школу родителей (законных представителей) обучающихся по
проблемам, связанных с учебно-воспитательной и организационной деятельностью
обучения
5.6.
Самостоятельно определять формы планирования воспитательной работы с
классом с учетом выполнения основных принципов общешкольного планирования
6. Организация деятельности классного руководителя
Деятельность классного руководителя с классом и отдельными его обучающимися
строится в соответствии с данной циклограммой:
6.1. Классный руководитель ежедневно:
 Определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших обучающихся
 Выясняет причины их отсутствия или опоздания
 Проводит профилактическую работу по предупреждению опоздания и непосещаемости
учебных занятий
 Организует и контролирует дежурство ребят по школе
 Организует различные формы индивидуальной работы с обучающимися, в том числе в
случае возникновения девиации в их поведении
 Проверяет и отмечает в электронном журнале причины пропусков обучающимися
занятий
6.2. Классный руководитель еженедельно:
 Проводит час классного руководителя (классный час) в соответствии с планом
воспитательной работы и утвержденным расписанием;
 Организует работу с родителями;

 Проводит работу с учителями-предметниками и педагогами дополнительного
образования, работающими в классе;
 Анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных обучающихся.
6.3. Классный руководитель ежемесячно:
 Посещает уроки в своем классе
 Получает консультации у психологической службы и отдельных учителей
 Организует работу классного актива.
6.4. Классный руководитель в течение учебной четверти:
 Оформляет и заполняет электронный журнал;
 Участвует в работе методического объединения классных руководителей;
 Проводит коррекцию плана воспитательной работы на новое полугодие;
 Проводит классное родительское собрание;
 Представляет заместителю директора по учебной работе информацию об
успеваемости обучающихся класса за четверть.
6.5. Классный руководитель ежегодно:
 Оформляет личные дела обучающихся;
 Анализирует состояние воспитательной работы в классе;
 Собирает, анализирует и представляет информацию об учащихся класса
(успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, отчет о дальнейшем продолжении
учебы и трудоустройстве выпускников и пр.)
6.6.
Классный час, время которого утверждено руководителем школы, обязателен
для проведения классным руководителем и посещением учащихся. Неделя, содержащая
общешкольные мероприятия, освобождает от необходимости тематической работы на
классном часе. Перенос времени классного часа, его отмена недопустима.
Администрация должна быть информирована не менее чем за сутки о невозможности
проведения внеклассного мероприятия с обоснованием причин
6.7.
Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть
6.8.
Классные руководители вносят посильный вклад в проведение
общешкольных мероприятий, отвечают за свою деятельность и свой класс в ходе
проведения мероприятий. Присутствие классного руководителя на общешкольных
мероприятиях обязательно.
6.9.
Классные руководители вносят посильный вклад в проведение
общешкольных родительских собраний. Присутствие классного руководителя на
общешкольных родительских мероприятиях обязательно.
6.10.
При проведении внеклассных мероприятий в школе и вне школы классный
руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье детей и обязан обеспечить
сопровождение обучающихся в расчете 1 взрослый на 10 обучающихся. О проведении
внеклассных мероприятий в школе и вне школы классный руководитель в письменном
виде уведомляет администрацию школы не менее чем за 3 дня до мероприятия.
6.11.
В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает
формы работы с обучающимися:
 Индивидуальные
(беседы,
консультация,
обмен
мнениями,
оказание
индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
 Групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
 Коллективы (конкурсы, концерты и др.)
6.12.
При выборе форм работы необходимо руководствоваться:
 Определением содержания и основных видов деятельности в соответствии с
поставленными целями и задачами;
 Принципами организации образовательной деятельности, возможностями,
интересами и потребностями, внешними условиями;

 Обеспечением целостного содержания, форм и методов социально значимой,
творческой деятельности обучающихся.
6.13.
Классный руководитель имеет право на защиту собственной чести,
достоинства и профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его
деятельности со стороны администрации школы, родителей, обучающихся, других
педагогов.
7. Взаимоотношения и связи по должности
7.1.
Классный руководитель под руководством заместителя директора школы по
воспитательной работе планирует свою работу, представляет на утверждение
заместителю директора по воспитательной работе календарно-тематическое
планирование (приложение к Программе воспитания школы)
7.2.
Учитывая большую учебную нагрузку школьного учителя как преподавателя
учебных дисциплин, педагогический коллектив самостоятельно определяет режим работы
классного руководителя, исходя из конкретных обстоятельств и условий жизни школы,
планах общей работы школы и установленных традициях жизнедеятельности
образовательной организации
7.3.
Представляет заместителю директора по воспитательной работе письменный
анализ результативности воспитательной работы с классом (раз в год)
7.4.
Получает от директора школы и непосредственного руководителя
информацию нормативно-правового и организационно-методического характера,
знакомится под расписку с соответствующими документами
7.5. Исполнение обязанностей осуществляется на основании приказа директора школы.
7.6. Классный руководитель непосредственно подчиняется директору и заместителю
директора по учебно-воспитательной работе.
7.7. Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель
директора по учебно-воспитательной работе.
7.8. Администрация школы включает в график внутришкольного контроля мероприятия
по изучению эффективности реализации функций классного руководителя.
8. Ответственность классного руководителя
8.1.
Классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье
обучающихся во время воспитательных мероприятий с классом
8.2.
Классный руководитель за неисполнение своих обязанностей несет
административную ответственность и иную ответственность в соответствии с
действующим законодательством.
8.3.
За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с
физическим и психическим насилием над личностью обучающегося, классный
руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с
трудовым законодательством и Федеральным законом РФ «Об образовании в
Российской Федерации». Увольнение за данный проступок не является мерой
дисциплинарной ответственности.
8.4.
За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарногигиенических правил организации учебно-воспитательной деятельности классный
руководитель привлекается к административной ответственности в порядке и в
случаях, предусмотренных административным законодательством.
8.5.
За виновное причинение школе или участникам образовательной
деятельности ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных
обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке
и в пределах, установленных трудовым и гражданским законодательством.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».