Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Юсьвинская средняя общеобразовательная школа имени
народной артистки РФ А.Г. Котельниковой»
Приказ
28.03.2025
№ 424/1
Об утверждении Положения об использовании информационнокоммуникационной образовательной платформы «Сферум»
при осуществлении образовательной деятельности
в МБОУ «Юсьвинская СОШ»
В целях обеспечения единой среды коммуникаций для всех участников
образовательных отношений, в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Определить для МБОУ «Юсьвинская СОШ» информационнокоммуникационную образовательную платформу «Сферум» при
реализации образовательных программ, организации дистанционной
коммуникации между участниками образовательных отношений.
2. Утвердить
Положение
об
использовании
информационнокоммуникационной образовательной платформы «Сферум» при
осуществлении образовательной деятельности.
3. Назначить администратором ИКОП «Сферум» Сысолетина А.П.,
заместителя директора.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Директор школы
Н. М. Аникина
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ «Юсьвинская СОШ»
(протокол от 27.03.2025 №6 )
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МБОУ
«Юсьвинская СОШ»
от 28.03.2025 № 424/1
Положение
об использовании информационно-коммуникационной
образовательной платформы «Сферум» при осуществлении
образовательной деятельности МБОУ «Юсьвинская средняя
общеобразовательная школа
имени народной артистки РФ А.Г. Котельниковой
1.
Общие положения
1.1. Настоящее положение регулирует порядок использования
информационно-коммуникационной образовательной платформы «Сферум»
(далее – ИКОП «Сферум», образовательная платформа, коммуникационная
платформа) при реализации образовательных программ, организации
дистанционной коммуникации между участниками образовательных
отношений в образовательной организации (наименование учреждения).
1.2. Положение об использовании ИКОП «Сферум» разработано на
основании следующих нормативно-правовых актов и документов:
Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации»;
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 № 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
04.10.2023 № 738 «Об утверждении федерального перечня электронных
образовательных ресурсов, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования» (далее – Приказ Минпросвещения России № 738);
приказ Минцифры России от 15.07.2022 № 542/1 «О мероприятиях по
созданию элементов федеральной государственной информационной
системы «Моя школа», обеспечивающих реализацию ее функций, и
мероприятиях
по
созданию
федеральной
государственной
информационной системы «Моя школа»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (далее – СанПиН 1.2.3685-21);
«МР 2.4.0330-23. 2.4. Гигиена детей и подростков. Методические
рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических
требований при реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Методические
рекомендации»,
утвержденные
главным
государственным санитарным врачом РФ 29.08.2023 (далее – МР
2.4.0330-23);
письмо Министерства просвещения РФ от 31.07.2023 № 04-423 «Об
исполнении протокола» (вместе с «Методическими рекомендациями для
педагогических работников образовательных организаций общего
образования,
образовательных
организаций
среднего
профессионального образования, образовательных организаций
дополнительного образования по использованию российского
программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их
родителями (законными представителями)»);
письмо Министерства просвещения РФ от 22.02.2022 № 04-127 «О
направлении методических рекомендаций»;
письмо Министерства просвещения РФ от 26.08.2022 № 04-643 «О
направлении информации»;
Пользовательское соглашение ИКОП «Сферум». URL: https://sferum.ru
(дата обращения: 18.03.2024).
1.3. Положение принимается педагогическим советом, имеющим право
вносить в него изменения и дополнения, вводится в действие приказом
директора.
2. Организация работы участников образовательных отношений в
ИКОП «Сферум»
2.1. Образовательная
организация
при
осуществлении
образовательной длительности использует возможности образовательной
платформы, интегрированной с автоматизированной информационной
системой «Электронная Пермская Образовательная Система» (далее – АИС
«ЭПОС»). О принятом решении образовательная организация доводит до
сведения участников образовательных отношений не позднее 1 мая текущего
учебного года путем ее размещения в открытом доступе на официальном сайте
образовательной организации в сети «Интернет», а также размещает приказ
директора о назначении ответственных лиц за поддержку применяемых
технологий.
2.2. Специалисты образовательной организации создают условия для
обеспечения возможности использования участниками образовательного
процесса программного обеспечения ИКОП «Сферум». Распределение
обязанностей среди работников учреждения в части переноса ранее созданных
чатов с педагогами, учащимися и родителями из иностранных мессенджеров
в Национальный мессенджер, организации подключений пользователей к
новым чатам, информирования о возможностях образовательной платформы
осуществляется администрацией учреждения в ходе разработки локальных
актов организации и документации, регулирующей трудовую функцию
специалиста.
2.3. Административно – управленческий персонал образовательной
организации координирует образовательные процессы:
издает локальные акты и организационно – распорядительные
документы, регулирующие вопросы использования коммуникационной
платформы;
назначает администратора платформы из числа педагогических
работников образовательной организации;
присоединяется к образовательной организации по ссылкеприглашению в созданный класс «Учительская» в пользовательской
роли «учитель» либо обеспечивает присоединение к образовательной
организации посредствам связывания учебного профиля в ИКОП
«Сферум» и аккаунта в АИС «ЭПОС»;
формирует тексты сообщений, приложения и иной информационный
материал для размещения администратором образовательной
платформы публикаций в каналах и чатах образовательной организации
(«Общешкольный канал», канал «Администрация» и др.) для
эффективной организации управленческих процессов;
обеспечивает коммуникационное взаимодействие (в чатах, проведение
рабочих встреч и совещаний в онлайн или гибридном формате
посредством создания видео-конференц-связи) с участниками
образовательных отношений для решения управленческих задач в чатах,
созданных в учебном профиле в Национальный мессенджера;
осуществляет контроль по использованию учебного профиля в
Национальном мессенджере участниками образовательных отношений,
в том числе, для проведения дистанционных мероприятий и учебных
занятий;
организовывает
ежедневный
мониторинг
фактически
присутствующих/отсутствующих/заболевших обучающихся в период
проведения дистанционных занятий с обучающимися, подаёт данные
сведения администрации образовательной организации;
обеспечивает сотрудников образовательной организации техническими
средствами обучения, развитие материально-технической базы,
необходимой для использования возможностей ИКОП «Сферум»
(доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,
средствам вычислительной техники, программному обеспечению и
презентационному оборудованию и др.);
организует методическое сопровождение педагогов при организации
дистанционного обучения;
и др.
2.4. Администратор ИКОП «Сферум» подготавливает площадку для
регистрации участников образовательного процесса, осуществляет поддержку
применяемых технологий посредством выполнения следующего комплекса
задач:
организует
регистрацию
образовательной
организации
на
образовательной платформе посредством подачи заявки на адрес
info@sferum.ru с приложением приказа о назначении администратора с
указанием своих контактных данных;
назначает дополнительных администраторов ИКОП «Сферум» из числа
присоединившихся на платформу педагогических работников после
регистрации личного кабинета образовательной организации;
вносит, редактирует и удаляет информацию об образовательной
организации в личном кабинете учреждения ИКОП «Сферум»;
осуществляет взаимодействие с муниципальным куратором ИКОП
«Сферум», со службой технической поддержи по вопросам
использования функционала образовательной платформы;
связывает свою учетную запись в АИС «ЭПОС» с учебным профилем
ИКОП «Сферум»;
осуществляет проверку наличия автоматически созданных классных и
родительских чатов, учительской;
при необходимости создает структуру образовательной организации,
компонентом которой является класс (группа), в соответствии с
утвержденной номенклатурой;
при необходимости создает произвольные чаты с участниками
образовательных отношений для организация внеучебной деятельности
обучающихся (проектная деятельность, проведение классных часов,
экскурсий, олимпиад, онлайн-марафонов и др.);
при необходимости создает и направляет педагогическим работникам,
родителям и обучающимся ссылки-приглашения для присоединения в
соответствующий чат в соответствующей пользовательской роли на
платформу;
при необходимости прикрепляет педагогических работников,
выполняющих должностные обязанности классных руководителей, по
учебным классам/группам в соответствии с утвержденным
руководителем
образовательной
организации
распределением
классного руководства;
редактирует информацию, связанную с движением обучающихся и
педагогических работников образовательной организации;
аннулирует невостребованные ссылки-приглашения на присоединение к
образовательной организации с целью обеспечения информационной
безопасности участников образовательных отношений;
публикует новости, объявления и иную информацию о деятельности
учреждения в общем канале образовательной организации по запросу
администрации образовательной организации и педагогических
работников;
планирует, организовывает и сопровождает трансляции, проводимые
образовательной организацией;
оказывает помощь и поддержку участникам образовательных
отношений по эффективному использованию функционала учебного
профиля Национальный мессенджер;
доводит до сведения администрации образовательной организации
статистические
данные
по
использованию
платформы
в
образовательной организации;
и др.
2.5. Классный руководитель обеспечивает взаимодействие между
образовательной организацией, обучающимся и их родителями (законными
представителями)
по
вопросам
использования
функциональных
возможностей учебного профиля в Национальном мессенджере для решения
учебных и вне учебных задач в классе/группе:
присоединяется к образовательной организации по ссылкеприглашению в созданный класс «Учительская» в пользовательской
роли «учитель» либо обеспечивает присоединение к образовательной
организации посредствам связывания учебного профиля в ИКОП
«Сферум» и аккаунта в АИС «ЭПОС»;
осуществляет информирование об использовании в деятельности
образовательной организации ресурсов ИКОП «Сферум», а также о
необходимых действиях со стороны родителей и обучающихся для
использования образовательной платформы на родительских собраниях
и классных часах;
обговаривает правила поведения пользователей в сообществах и мерах
ответственности за нарушение действующего законодательства на
уроках посвященных теме информационной безопасности, классных
часах;
принимает участие в обучающих мероприятиях по использованию
возможностей ИКОП «Сферум» в образовательном процессе;
организует присоединение обучающихся и родителей (законных
представителей) к автоматически созданным классных и родительским
чатам;
при необходимости создает дополнительные чаты с участниками
образовательных отношений для коммуникационного взаимодействия с
целью решения определенных образовательных задач;
поддерживает и развивает коммуникацию в чатах с участниками
образовательных отношений с использованием функционала учебного
профиля в Национальном мессенджере, включая возможности
организации и проведения мероприятий в дистанционном формате;
проводит родительские собрания посредством видеоконференцсвязи в
случае если провести встречу с личным присутствием невозможно;
при необходимости создает произвольные чаты с участниками
образовательных отношений для организация внеучебной деятельности
обучающихся (проектная деятельность, проведение классных часов,
экскурсий, олимпиад, онлайн-марафонов и др.);
несёт ответственность за модерацию и блокировку контента,
размещённого на странице подконтрольного ему канала/чата, принимает
меры по удалению соответствующих материалов со страницы в случае
появления
контента,
который
противоречит
действующему
законодательству Российской Федерации и/или нарушает права и
законные интересы третьих лиц;
2.6. Педагогический
работник
(учитель-предметник,
педагог
дополнительного образования), ведущий учебные дисциплины, координирует
процессы по использованию функциональных возможностей учебного
профиля в Национальном мессенджере для решения образовательных задач:
создает учебный профиль на образовательной платформе, связывает
свою учетную запись в АИС «ЭПОС» с учебным профилем ИКОП
«Сферум»;
создает учебные чаты по предмету на стороне АИС «ЭПОС» с
обучающимися, организует присоединение учащихся к чатам;
принимает участие в обучающих мероприятиях по использованию
возможностей ИКОП «Сферум» в образовательном процессе;
планирует онлайн-звонки для проведения дистанционного занятия с
обучающимися, публикует запланированный звонок в расписании
электронного журнала и дневника АИС «ЭПОС»;
проводит онлайн-занятия с обучающимися посредством использования
Национальный
мессенджера
в
соответствие
с
санитарноэпидемиологическими требованиями и рекомендациями по реализации
образовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
осуществляет общение в групповых/индивидуальных чатах между
педагогами, учащимися и родителями;
осуществляет отправку и хранение учебных материалов;
организовывает
ежедневный
мониторинг
фактически
присутствующих/отсутствующих/заболевших обучающихся в период
проведения дистанционных занятий с обучающимися, подаёт данные
сведения администрации образовательной организации;
при необходимости создает произвольные чаты с участниками
образовательных отношений для организация внеучебной деятельности
обучающихся (проектная деятельность, проведение классных часов,
экскурсий, олимпиад, онлайн-марафонов и др.);
осуществляет онлайн-звонки обучающимся в созданных чатах по
предмету согласно утвержденному расписанию занятий в период
проведения дистанционных занятий;
поддерживает и развивает коммуникацию в чатах с участниками
образовательных отношений с использованием функционала цифрового
сервиса, включая возможности организации и проведения уроков,
занятий с применением дистанционных образовательных технологий;
несёт ответственность за модерацию и блокировку контента,
размещённого на странице подконтрольного ему канала/чата, принимает
меры по удалению соответствующих материалов со страницы в случае
появления
контента,
который
противоречит
действующему
законодательству Российской Федерации и/или нарушает права и
законные интересы третьих лиц;
и др.
3. Организация уроков с применением дистанционных образовательных
технологий
3.1. Для реализации непрерывности образовательного процесса
образовательная организация в соответствие с приказом директора может
организовать дистанционное обучение по образовательным программам в
следующих случаях:
неблагоприятные погодные условия;
неблагоприятные эпидемиологические условия (карантин);
решение органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере
образования.
3.2. Для проведения дистанционных занятий с начала учебного года
проводится организационная работа с участниками образовательного
процесса по использованию и изучению возможностей ИКОП «Сферум».
Образовательная организация осуществляет информирование о возможности
реализации образовательной программы с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий, а также об
организационных и технических требованиях для проведения дистанционных
занятий на родительских собраниях, классных часах, в ходе личных встреч и
звонков с родителями и обучающимися, а также посредством размещения
сведений на официальном сайте образовательной организации, в чатах
Национальный мессенджера с родителями (законными представителями) и
обучающимися, в общешкольном канале образовательной платформы.
3.3. Дистанционное обучение может быть организовано в случае
соблюдения организационных и технических требований для проведения
дистанционного урока:
созданы учебные чаты на образовательной платформе;
присоединены к созданным учебным чатам педагоги, родители и
обучающиеся (привязка аккаунтов АИС «ЭПОС» и учебного профиля
ИКОП «Сферум» либо присоединение к учебным чатам по ссылке), в
каждом учебном чате назначен администратор из числа педагоговпредметников;
наличие у обучающихся и педагогов электронных средств обучения
(компьютер, ноутбук, планшет, смарт-ТВ, наушники/колонки,
микрофон, камера, Интернет-соединение);
успешно проведены тестовые подключения обучающихся и педагогов к
видеозвонку в созданных чатах по предмету образовательной
платформы, проведена проверка работоспособности планируемого к
использованию оборудования.
Использование мобильных телефонов обучающимися для участия в
дистанционном уроке не допускается.
3.4. Для проведения дистанционных занятий с использованием ИКОП
«Сферум» образовательная организация корректирует расписание занятий и
продолжительность уроков в соответствие с нормативами, утвержденными
СанПиН 1.2.3685-21, график проведения текущего контроля и итогового
контроля по учебным дисциплинам, а также информирует о данных
изменениях родителей (законных представителей) и обучающихся.
3.5. С целью сохранения здоровья обучающихся и педагогических
работников в ходе дистанционных учебных занятий проводится гимнастика
для глаз, упражнения для снятия напряжения с мышц тела и повышения
активности центральной нервной системы в соответствие с методическими
рекомендациями по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований
МР 2.4.0330-23, а также может увеличиваться продолжительность времени
отдыха обучающегося между занятиями.
3.6. При реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
образовательная организация вносит соответствующие корректировки в
рабочие программы и (или) учебные планы в части форм обучения (онлайнлекция, онлайн-консультация и др.), технических средств обучения.
3.7. В случае письменного отказа родителей (законных представителей)
и обучающихся старше 18 лет от проведения дистанционных занятий
посредством использования ресурсов ИКОП «Сферум», а также отсутствия
возможности обеспечить обучающегося техническими средствами обучения
для проведения дистанционного урока с использованием образовательной
платформы администрацией образовательной организации может быть
предложено:
просмотр записей уроков для самостоятельного изучения тем занятий, в
случае если педагогами-предметниками производилась запись, сдача
выполненных заданий по итогам изучения темы посредством
прикрепления файла в АИС «ЭПОС» не позднее 2ух дней со дня
проведения занятия;
самостоятельное изучение обучающимся тем урока с использованием
иных государственных информационных систем (ФГИС «Моя школа»,
АИС «ЭПОС») и электронных образовательных ресурсов, допущенных
к использованию согласно Приказу Минпросвещения России № 738;
самостоятельное обучение учащегося без применения электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
с
использованием традиционных форм обучения.
4.
Права и обязанности участников образовательных отношений
4.1.
Участники
образовательных
отношений,
использующие
функциональные возможности учебного профиля в Национальном
мессенджере вправе:
получить доступ к образовательной платформе и на безвозмездной
основе пользоваться её возможностями;
удалить свой аккаунт в личном кабинете или через службу технической
поддержки info@sferum.ru;
обращаться к администратору учреждения ИКОП «Сферум», а также в
службу технической поддержки по адресу электронной почты
info@sferum.ru при возникновении проблем с регистрацией и
использованием возможностей образовательной платформы;
знакомиться с локальными актами учреждения, регламентирующим
вопросы использования образовательной платформы, а также с
информационными ресурсам и инструкциям, размещенным на сайте
prof-sferum.ru, info@sferum.ru;
посещать семинары и вебинары, в рамках которых освещаются
методические вопросы по применению функционала цифрового
сервиса;
пользоваться иными правами, предусмотренными пользовательским
соглашением ИКОП «Сферум».
4.2.
Участники
образовательных
отношений,
использующие
функциональные возможности учебного профиля в Национальном
мессенджере обязаны:
исключить предоставление ложных данных о себе при регистрации
учебного профиля в ИКОП «Сферум»;
информировать администратора образовательной организации, а также
оператора ИКОП «Сферум» о несанкционированном доступе к
аккаунту образовательной платформы;
не предоставлять третьим лицам доступ к своему аккаунту;
выражать свои мысли в вежливой форме, исключить использование
ненормированной лексики и оскорблений других участников
образовательного процесса;
не размещать в чатах информацию и объекты, которые могут нарушить
права и интересы других лиц, соблюдать действующее российское и
международное законодательство;
осуществлять незаконный сбор и обработку персональных данных
других лиц;
соблюдать иные обязанности и запреты, предусмотренные
пользовательским соглашением ИКОП «Сферум».
5. Заключительные положения
5.1. Настоящее положение вводится в действие с момента его
подписания и утверждения.
5.2. Настоящее положение действительно до принятия нового
Положения.
5.3. Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, подлежат
урегулированию в соответствии с действующим законодательством РФ,
Уставом образовательной организации и иными локальными нормативными
актами.