здоровья обучающихся для эффективного решения задач управления
качеством образования (результаты образовательной деятельности,
состоянии профессиональной компетентности педагогов и т.д.) и проводится
в соответствии с утвержденным планом работы школы.
1.6. Внутришкольный мониторинг обеспечивает педагогов и администрацию
школы качественной и своевременной информацией, необходимой для
принятия
управленческих
решений,
определяет,
насколько
рациональны
педагогические
средства,
реализуемые
в
образовательном процессе, насколько дидактические средства (формы,
методы обучения, режим учебной работы и др.) адекватны заявленным
целям и возрастным особенностям школьников, специфике среды их
жизнедеятельности.
1.7. Внутришкольный мониторинг тесно связан с медицинским,
психологическим и социологическим контролем.
1.8. Организацию и проведение мониторинга, и обработку материалов
осуществляют заместители директора школы каждый по своему
направлению, психолог, социальные педагоги, медицинский работник.
1.9. Обобщение, анализ и распространение полученной информации
проводится руководителем ОУ.
1.10. Положение
о
внутришкольном
мониторинге
утверждается
директором. Педагогический совет ОУ имеет право вносить
предложения по внесению в него изменений и дополнений.
2. Основные цели, задачи, функции и принципы внутришкольного
мониторинга
2.1. Цель внутришкольного мониторинга - непрерывное, диагностикопрогностическое отслеживание динамики качества образовательных услуг,
оказываемых образовательным учреждением, и эффективности управления
качеством образования, обеспечение органов управления, экспертов в
области
образования,
Управляющего
Совета,
осуществляющих
общественный характер управления образовательным учреждением,
информацией о состоянии и динамике качества образования в школе.
2.2. Задачами мониторинга качества образования являются:
организационное и методическое обеспечение сбора, обработки,
хранения информации о состоянии и динамике показателей качества
образования;
технологическая и техническая поддержка сбора, сбора, обработки,
хранения информации о состоянии и динамике показателей качества
образования;
проведение сравнительного анализа факторов, влияющих на динамику
качества образования;
своевременное
выявление
изменений,
происходящих
в
образовательном процессе и факторов, их вызывающих.
Осуществление прогнозирования развития важнейших процессов на
уровне школы;
Предупреждение
негативных
тенденций
в
организации
образовательного процесса;
Оформление и представление информации о состоянии и динамике
качества образования.
2.3. Функциями внутришкольного мониторинга качества образования
являются:
• сбор данных по школе в соответствии с муниципальными показателями и
индикаторами мониторинга качества образования;
• получение сравнительных данных, выявление динамики и факторов
влияния на динамику качества образования;
определение и упорядочивание информации о состоянии и динамике
качества образования в базе данных школы;
• координация деятельности организационных структур, задействованных в
процедурах мониторинга качества образования, и распределение
информационных потоков в соответствии с их полномочиями.
2.4. Основные принципы внутришкольного мониторинга качества
образования:
• приоритет управления - это нацеленность результатов внутришкольного
мониторинга качества образования на принятие управленческого решения;
целостность - это единый последовательный процесс внутришкольного
мониторинга
качества
образования,
экспертизы
соответствия
муниципальным нормативам показателей качества образовательного
учреждения, принятия управленческого решения;
оперативность - это сбор, обработка и представление информации о
состоянии и динамике качества образования для оперативного принятия
управленческого решения; информационная открытость - доступность
информации о состоянии и динамике качества образования для органов
местного самоуправления, осуществляющих управление, экспертов в
области образования, в том числе представителей Управляющего Совета и
общественности.
3. Участники мониторинговых исследований
3.1. Мониторинг сопровождается инструктированием - обучением
участников учебно - воспитательного процесса по вопросам применения
норм законодательства на практике и разъяснением положений нормативных
правовых актов.
3.2. Общее методическое руководство организацией и проведением
мониторинга осуществляет директор школы в соответствии с Федеральным
Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»,
Конвенцией о правах ребенка, Уставом школы и локальными правовыми
актами.
3.3. Образовательное учреждение проводит мониторинговые мероприятия
силами своих специалистов:
3.3.1. аналитико-статистическая группа (директор школы, его заместители,
руководители школьных методических объединений) разрабатывает и
внедряет внутришкольную систему мониторинга качества обучения и
воспитания; устанавливает и утверждает порядок, периодичность
проведения мониторинговых исследований; определяет пути дальнейшего
развития школы;
3.3.2. творческая группа педагогов (составители текстов контрольных работ,
тестов по предметам) проводит мониторинговые исследования; анализирует
результаты мониторинга; ведет учет результатов мониторинга; вырабатывает
рекомендации по устранению отмеченных недостатков;
3.3.3. социологическая группа (учителя, классные руководители) проводит
контроль за всеобучем каждого обучающегося; своевременно доводит итоги
до сведения родителей; анализирует динамику развития личности каждого
обучающегося; разрабатывает и предлагает обучающимся, родителям
рекомендации по самооценке результатов обученности; определяет и
анализирует уровень учебных достижений обучающихся по предметам по
результатам тестирования, контрольных срезов; намечает пути повышения
степени
обученности
обучающихся;
своевременно
предоставляет
информацию в творческую группу.
3.4. По поручению директора школы могут осуществлять мониторинг
другие специалисты, обладающие необходимой квалификацией и
компетенцией.
3.5. Объектом внутришкольного мониторинга являются:
3.5.1. Образовательная среда:
• контингент учащихся школы;
кадровое (педагогическое) обеспечение образовательного процесса.
3.5.2. Обучающийся:
• степень адаптации к обучению обучающихся 1, 5, 10 классов; уровень
успеваемости учащихся;
уровень качества знаний;
уровень степени обученности учащихся (по всем предметам); уровень
сформированности
универсальных
учебных
действий;
уровень
воспитанности учащихся; уровень личностного развития учащихся;
• уровень работы с одарёнными детьми;
физическое воспитание и состояние здоровья школьников; посещение
учащимися занятий;
степень удовлетворённости обучающихся образовательным процессом в
школе; модель выпускника, уровень её достижения обучающимися школы
(по ступеням обучения).
3.5.3. Педагогические работники:
уровень профессиональной компетентности; качество и результативность
педагогической работы;
уровень инновационной деятельности педагога; анализ педагогических
затруднений; самообразовательная деятельность.
3.5.4. Образовательный процесс:
анализ стартового, промежуточного и итогового контроля за уровнем
учебных достижений обучающихся.
3.5.5. Социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного
процесса:
- социальный паспорт класса;
- психологическая диагностика;
- профилактическая работа;
- коррекционная работа.
3.6. Предметом мониторинга является состояние образовательной подготовки
учащихся по отдельным предметам учебного плана школы.
3.7. Источниками сбора данных и инструментарием сбора данных для
расчета внутришкольных показателей и индикаторов мониторинга качества
образования являются:
3.7.1. данные государственной статистической отчётности;
3.7.2. результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников
образовательных учреждений в форме ГИА и ЕГЭ;
3.7.3. тестирование;
3.7.4. анкетирование, опросы;
3.7.5. дополнительные данные, собираемые в рамках мониторинговых
исследований.
4. Периодичность и виды мониторинговых исследований
4.1. Периодичность и виды мониторинговых исследований качества
образования определяются необходимостью получения объективной
информации о реальном состоянии дел в образовательной организации.
4.2. План-график (утверждённый директором школы), по которому
осуществляются мониторинг, доводятся до всех участников учебного
процесса.
4.3. В школе могут осуществляться следующие виды мониторинговых
исследований:
4.3.1. по этапам обучения: входной, промежуточный, итоговый;
4.3.2. по временной зависимости: краткосрочный (ориентирован на
промежуточные результаты качества образования), долгосрочный
(ориентирован на реализацию Программы развития школы).
4.3.3. по частоте процедур: разовый, периодический, систематический;
4.3.4. по формам объективно-субъектных отношений: самоконтроль,
взаимоконтроль, внешний контроль.
4.4. Процедура мониторинга может содержать следующие процедуры:
4.4.1. определение уровня усвоения отдельных тем учебного предмета и
сформированности соответствующих умений и навыков;
4.4.2. поиск типичных, массовых, сквозных и индивидуальных ошибок
учащихся на каждом этапе;
4.4.3. выявление общих тенденций и закономерностей в усвоении
обязательного (базового) материала по учебному предмету;
4.4.4. поиск типичных, массовых, сквозных и индивидуальных ошибок
учащихся на каждом этапе обучения;
4.4.5. установление факторов, влияющих на усвоение базовых умений;
4.4.6. определение результативности обучения каждого учащегося, класса;
4.4.7. определение уровня сформированности общеучебных умений (СОУ);
4.4.8. определение качества обучения класса диагностируемым явлениям;
4.4.9. выявление уровня преемственности и сохранности результатов;
4.4.10.
выявление уровня соответствия оценивания и результативности;
4.4.11.
уточнение и ранжирование методических проблем.
5. Этапы осуществления мониторинговых исследований
I этап — подготовительный:
•
определение объекта (выбор классов и предметов для проведения
тестирования);
• установка сроков проведения;
• разработка инструментария для проведения мониторинга (электронный
или бумажный вариант).
II этап — практическая часть мониторинга
тестирование;
•
сбор информации.
III этап — аналитический
систематизация полученной информации; анализ полученных данных;
разработка рекомендаций и предложений на последующий период.
6. Требования к проведению мониторинга
6.1. Эффективность мониторинга обеспечивается технической базой
(компьютер, программное обеспечение, множительная техника), четкой
организацией всех этапов сбора, обработки и анализа информации.
6.2. Качественными показателями информации, полученной в ходе
проведения мониторинга, являются: объективность, точность, достаточность,
систематизированность, качество, своевременность.
6.4. Анкетирование,
тестирование
обучающихся
проводится
с
использованием научно разработанных диагностических методик.
6.5. Статистические данные должны быть сопоставимы:
•
между собой (больше/меньше - лучше/хуже);
•
сами с собой во времени (было/есть);
• с образовательным и социальными стандартами (соответствует/не
соответствует).
6.6. Экспертная оценка строится на средних величинах при соблюдении
динамики показателей.
6.7. Необходимое
организационно-методическое
оснащение
мониторинговых исследований:
6.7.1. Инструкции по ведению диагностического исследования (для
учителя, ученика, ассистента), включающие общие требования к процессу
с учетом специфики предмета.
6.7.2. Инструкции по обработке и анализу результатов, тексты
диагностических работ по классам.
6.7.3. Пакет стандартизированной бланковой документации по
предмету исследования.
6.8. Распределение функциональных обязанностей по исполнению
мониторинга:
Составление специфики тестов – заместитель директора по УВР,
учителя-предметники;
Организация тестирования - заместитель директора по УВР, учителяпредметники;
Проведение тестирования - заместитель директора по УВР, учителяпредметники;
Проверка и оценивание выполненных работ - учителя-предметники;
Составление отчета о результатах тестирования - учителяпредметники;
Сбор и систематизация информации о проведении тестирования заместитель директора по УВР:
Анализ данных и разработка рекомендаций на последующий период
- заместитель директора по УВР.
7. Количественные и качественные показатели результатов
мониторинга
7.1.
Система мониторинга позволяет создать единое информационное
поле, в котором можно получить не только данные о результатах работы
класса, школы, но и показатели их вклада, вытекающие из сопоставления
результатов.
7.2.
Единое
информационное
поле
указывает
участникам
мониторинга:
на возможные уровни достижения в каждом отдельном явлении, в том
числе и максимальный;
на время, необходимое для достижения высокого уровня; на условия,
которые обеспечили высокий результат.
7.3.
Качество успеваемости учащихся:
7.3.1. Вычисление качества успеваемости учащихся:
•
количество учащихся, получивших «5», «4», «3» разделить на
количество учащихся, выполнявших работу.
7.3.2. Уровни успеваемости учащихся:
•
оптимальный уровень (100% - 90%);
• допустимый уровень (89% - 75%);
• удовлетворительный уровень (74% - 50%);
• тревожный уровень (49% - 40%);
•
критический уровень (39% - 0%).
7.4. Качество знаний учащихся (КЗУ):
7.4.1. Вычисление качества знаний учащихся:
количество учащихся, получивших «5», «4» разделить на количество
учащихся, выполнявших работу.
7.4.2. Уровни качества знаний учащихся:
•
оптимальный уровень (100% - 50%);
• допустимый уровень (49% - 30%);
• удовлетворительный уровень (29% - 25%);
• тревожный уровень (24% - 15%); критический уровень (14% - 0%);
7.5. Степень обученности учащихся (СОУ):
7.5.1. Вычисление степени обученности учащихся:
•
количество учащихся, получивших «5», умножить на 100;
•
количество учащихся, получивших «4», умножить на 64;
•
количество учащихся, получивших «3», умножить на 36;
сумму всех полученных данных разделить на количество учащихся,
выполнявших работу.
7.5.2. Уровни степени обученности учащихся:
•
оптимальный уровень (100% - 64%);
• допустимый уровень (64% - 49%);
• удовлетворительный уровень (48% - 36%);
• тревожный уровень (35% - 20%); критический уровень (19% - 0%);
7.6. Средний балл учащихся:
7.6.1. Вычисление среднего балла учащихся:
•
количество учащихся, получивших «5», умножить на 5; количество
учащихся, получивших «4», умножить на 4;
•
количество учащихся, получивших «3», умножить на 3;
сумму всех полученных данных разделить на количество учащихся,
выполнявших работу.
8. Права и ответственность участников мониторинговых
исследований
8.1. Субъекты учебно-воспитательного процесса школы имеют право на
конфиденциальность информации.
8.2. Лица, осуществляющие мониторинг, имеют право на публикацию данных
с научной или научно-методической целью.
8.3. За качество мониторинга несут ответственность:
8.3.1. за дидактический мониторинг - заместитель директора по учебной
работе;
8.3.2. за воспитательный мониторинг - заместитель директора по
воспитательной работе;
8.3.3. за психолого-педагогический мониторинг - педагог-психолог;
8.3.4. за медицинский мониторинг - медицинский работник школы,
классный руководитель;
8.3.5. за управленческий мониторинг - директор школы.
9. Итоги мониторинга
9.1. Итоги мониторинга оформляются в схемах, графиках, таблицах,
диаграммах,
отражаются
в
справочно-аналитических
материалах,
содержащих конкретные, реально выполнимые рекомендации.
•
Мониторинговые исследования могут обсуждаться на заседаниях
Педагогического совета, совещаниях при директоре, Управляющего совета.